logo_tabmag
№5(98) май 2010

| 2010|



2009| 2010| 2011
   от редакции \ Газета "Табачный Магазин" №5(98) май 2010

В направлении дна

Табачный рынок России перевалил через пик и устремился вниз. Кризис лишь сделал эту давно наметившуюся тенденцию явной. По многим объективным причинам в прошлом году производители перестали сдерживать рост цен на табачные изделия, и обедневшая аудитория немедленно отреагировала: многие стали выбирать продукцию подешевле, из других сегментов, а кое-кто начал отказываться от табака. Общее снижение рынка, декларируемое на основании данных Nielsen Retail Audit, составило в 2009 году 5%, или 19 млрд штук сигарет, или 160 контейнеров в месяц. И в нынешнем году падение продолжается. Для победы над «табачной эпидемией» не понадобилось ни кратного повышения акциза, ни запрета торговли в киосках, ни страшных картинок на пачках. Хватило мирового экономического кризиса, явленного россиянам обвалом рубля, впоследствии почти восстановившего свою стоимость, банкротствами не самых больших компаний, некоторым увеличением безработицы, да отъездом нескольких трудовых мигрантов на родину. Как говорится, вопрос назрел, был нужен только повод. В богатых странах снижение курения начиналось иногда даже с более высоких показателей, чем российские 33,7% взрослого населения (Росстат), и относительно быстро достигало уровня около 20%. Дальнейшее снижение упирается в физиологическую зависимость потребителей и дается гораздо труднее. Причем главным механизмом становится «непополнение» армии курильщиков новыми молодыми рекрутами при естественной убыли старых, плюс немногие успешные примеры излечения от зависимости с помощью разных медицинских методик. Где окажется дно российского рынка, сказать нельзя. Возможно, в новые тучные годы, а они придут, наш рынок еще отыграет назад и потребление опять вырастет. А возможно, даже при ухудшении положения народных масс, курить будут все меньше и меньше, пока водка дешева и доступна. Поживем – увидим. Движение в направлении дна началось, но дна пока не видно. Ситуация на сигарном рынке еще хуже. Некоторые компании оценивают снижение продаж в два раза, по таможенным сводкам падение сигарного импорта стало чуть ли не троекратным, а иные розничные торговцы говорят даже о десятикратном обвале продаж. Даже весьма состоятельные компании, вроде лидера рынка JTI, сворачивают программы поставок своей несигаретной продукции. А ведь молодой российский рынок сигар и сигарилл стоит в самом начале долгого и многократного роста. У нас выкуривается сигар в десятки раз меньше, чем в маленькой Голландии или Испании, нас почти обогнали Чехия и Польша… При российской склонности к «понтам», в широком смысле слова, наши перспективы должны быть куда интересней, чем у восточноевропейских соседей. Может быть, именно сигарный сектор рынка достигнет дна первым и оттолкнется от него? Мы будем держать вас в курсе.

Газета «Табачный Магазин» | e-mail: tabmag@rustabak.ru
©2001-2017 «Табачный Магазин». Все права защищены.