logo_tabmag
№12-01(93-94) декабрь-январь 2009-2010

| 2009|



2008| 2009| 2010
   от редакции \ Газета "Табачный Магазин" №12-01(93-94) декабрь-январь 2009-2010

Эксперимент Хасиса

Настойчивые слухи о предстоящем запрете продажи сигарет в прикассовых зонах супермаркетов подвигли X5 Retail Group (сети «Перекресток» и «Пятерочка») на смелый эксперимент по практическому прояснению финансовых перспектив перемещения сигаретной торговли от касс в глубину торгового зала, в закрытую от несовершеннолетних территорию. Смысл в такой проверке имеется, поскольку не очевидно, как возможная новация скажется на продажах. С одной стороны, реализация должна уменьшиться на объем импульсных, спонтанных покупок. С другой стороны, лишние сложности, плюс весьма вероятный в будущем запрет на табачную торговлю в киосках и мелких магазинах, стимулирует покупку сигарет блоками, а не пачками, что скажется на объеме реализации положительно. (Собственно, и сам магазин может ограничить продажи минимальным объемом в один блок.) Априори сказать, какая из тенденций пересилит другую, нельзя. Вероятно поэтому глава компании Лев Хасис, недавно утвержденный, не без сомнений, в должности на следующий пятилетний срок, решил выяснить ситуацию на практике. С начала декабря продажи сигарет у касс, по крайней мере в одном «Перекрестке» на юго-западе столицы, были прекращены, а открыты в специальном отгороженном отделе, куда подросткам якобы вход запрещен. Ни в магазине, ни в офисе самой компании эти новации не комментируют и никак не объясняют.

Можно предположить, что не любопытство движет господином Хасисом, а некие практические соображения. Его возможности влияния на законотворчество трудно переоценить, и дело не только в давнишней личной дружбе с депутатом Владимиром Мединским из думского комитета по предпринимательству, но и в связях с комитетом по здравоохранению. Вице-президент Х5 по связям с госорганами, подчиненная Хасиса, Марина Янина является супругой весьма известного борца с курением Дмитрия Янина, постоянного члена экспертного совета при комитете ГД по здравоохранению, имеющего огромное влияние на первого заместителя председателя этого комитета, главу экспертного совета, депутата Николая Герасименко. На чем это влияние строится, достоверно утверждать нельзя, но, наверное, на пассионарности Янина, его убедительности в речах, железной логике аргументов и бескорыстном желании оздоровить Россию. А может быть, эта влиятельность как-то связана с миллионами долларов США, получаемым организацией господина Янина (КонфОП) в качестве грантов фонда Блумберга «на формирование российского законодательства».

Нет необходимости детально объяснять, что консенсус двух упомянутых думских комитетов в каком-либо вопросе регулирования табачной торговли практически гарантирует принятие таким регулированием формы федерального закона. В настоящий момент известный текст законопроекта «Об ограничении потребления табака» (автор Н. Герасименко) не включает требований по организации торговли сигаретами в супермаркетах, но ничто не помешает такому требованию там появиться, проект еще и до первого чтения не добрался. При любом реальном раскладе ко второму чтению у господина Хасиса уже будет достаточная статистика, чтобы знать, нужна ли такая поправка или хватит уже имеющегося в тексте запрета на табачные киоски.

Вот так или примерно так и работает не мифическое табачное, а самое настоящее антитабачное лоббирование в законодательном органе РФ. Кстати, запрет табачных киосков и павильонов только для Х5 означает прибавку к обороту порядка 1 млрд долларов США в год, или около 200 млн валовой прибыли. Вполне достаточная мотивация и для лоббистских усилий, и для затратных уточняющих экспериментов.

Газета «Табачный Магазин» | e-mail: tabmag@rustabak.ru
©2001-2017 «Табачный Магазин». Все права защищены.