logo_tabmag
№6(75) июнь 2008

| 2008|



2007| 2008| 2009
   исследования и статистика \ Газета "Табачный Магазин" №6(75) июнь 2008

Российский табачный рынок

Для всех остальных мы решили вернуться к такому фундаментальному вопросу, как объем и структура российского табачного рынка, и рассмотреть его развитие в динамике за последние 15–17 лет. Как и всякий другой, российский рынок снабжается табачными изделиями (далее для краткости будем говорить о сигаретах) из четырех источников: внутреннее производство, официальный импорт, подпольное производство и нелегальный ввоз (контрабанда). Вклад каждого из источников в разные годы различен. Для контрабанды, конечно, не существует статистики в принципе, кроме статистики задержаний нарушителей. Такая статистика, кстати, вовсе не бесполезна, поскольку позволяет сделать оценку нижней границы объема нелегального ввоза, основанной на вполне очевидном тезисе, что финансовые потери контрабандистов от конфискации товара и техники должны с лихвой компенсироваться прибылью от более удачных операций. Верхняя граница при оценке нелегального снабжения рынка может быть оценена по масштабу присутствия «левого» товара в рознице. Примерно так и действуют эксперты, публикующие свои оценки нелегальных товарных потоков. Эти соображения в полной мере относятся и к внутреннему нелегальному производству для внутреннего рынка, далее это оговаривать специально не будем. Оценок нелегальных поставок на российский рынок было сделано много в 1990-х годах, когда это была реальная проблема, зачастую силами самих силовых структур и их аналитических отделов. Из всего массива таких косвенных данных мы выбирали для всех лет самые скромные оценки, в действительности объем подпольного производства и контрабанды может быть если не в разы, то на десятки процентов больше. То есть предлагаемые ниже выводы и комментарии к итоговым диаграммам на этой странице будут только более убедительными, если реальность была хуже, чем принятые нами для расчета цифры.



Первая из диаграмм показывает динамику снабжения российского табачного рынка в 1991–2008 годах из упомянутых источников. На второй диаграмме показано лишь внутреннее легальное производство и внутреннее потребление сигарет. Для оценки последнего во внимание приняты как официальный экспорт табачной продукции, достигший существенных объемов в последние годы, так и нелегальный вывоз, для которого использованы также экспертные оценки.



Нелегальный вывоз формируется в основном за счет мелкой трансграничной торговли, осуществляемой местными жителями обеих стран на базе упрощенных правил пересечения границ и существующей разницы в ценах. Тем не менее масштабы такого мелкого бизнеса могут достигать значительных объемов. Так, в далекой цивилизованной Великобритании до 25% рынка формируется именно частными покупками десятков блоков на соседнем материке, где цены существенно ниже английских, а контроль ввоза для граждан ЕС вовсе отсутствует. Аналогично в России мелкооптовый нелегальный экспорт из Калининграда достигает десятикратного превышения над объемом внутреннего потребления эксклава. Причем ввозится в регион дорогая продукция с производств «материковой» России, а вывозятся в Польшу и Прибалтику дешевые сигареты местного производства. В большинстве случаев нелегального вывоза перемещается табачная продукция с российскими акцизными марками, вполне законно произведенная и свободно купленная на внутреннем рынке. Другими словами, производитель может ничего не знать о криминальной судьбе его изделий, он перед российским законом чист. Как это очень часто бывает в реальной жизни и экономике, если есть возможность заработать (хоть и с риском потерь), то предприимчивый человек ее не упустит, независимо от гражданства. В России экономически оправданным на сегодня является вывоз дешевых сигарет с фильтром в ЕС через границы упомянутых стран, а также Финляндии и Закавказья. Кроме того, закрытость белорусского рынка сформировала нишу для серых поставок туда, напротив, дорогих престижных сигарет российского производства.

В расчет не принимались поставки серьезных объемов контрабанды неизвестных у нас сигаретных марок (типа «Superkings» или «Regal») в ту же Англию. Нельзя исключать, что какая-то часть такого товара произведена подпольно в России, хотя с масштабами потоков из Китая (включая транзит через РФ) и даже Украины их не сравнить, это единодушно признают и европейские эксперты таможенных и силовых ведомств.

Рассмотрение диаграмм приводит к следующим основным положениям о российском табачном рынке: ·

В последние семь-восемь лет емкость российского рынка очень стабильна. С погрешностью всего 3% объем внутреннего потребления составляет 385–390 млрд шт. сигарет. Ни положительной, ни отрицательной динамики на сегодня уверенно констатировать нельзя. Есть динамическое равновесие: если появляются новые курильщики, то столько же людей их лагерь покидают, умирая в силу разных (!) причин или отказываясь от курения. Точно так же, если интенсивность потребления сигарет какой-то частью россиян растет, то сравнимая часть тем же темпом свою интенсивность курения снижает. Главное, что макротенденции к росту российского табачного рынка или каких-то свидетельств «табачной эпидемии» курения в стране, статистика не дает. ·

Стабильным рынок России был не всегда. Можно выделить две фазы стабильного состояния рынка. В 1995–1998 годах после сравнительного бурного роста дефицит табачных изделий был повсеместно в стране ликвидирован и рынок вышел на насыщение, его объем стабилизировался на отметке 300–305 млрд шт. в год. Затем последовал еще один короткий период роста (1998–2001 годы), и рынок вышел на сегодняшний стабильный уровень потребления. ·

Причины роста вполне понятны. В 1990–1991 годах дефицит табака был таким, что по всей территории действовали табачные талоны, но и их отоварить было невозможно. Дело не ограничивалось многочасовыми очередями к киоскам, но доходило и до уличных беспорядков и демонстраций. Причина дефицита также хорошо известна – развал советской экономики, разрыв старых связей. Производства существовали, но без импортного табака и упаковки выпускать могли слишком мало продукции, централизованные поставки из Болгарии, Кубы и т.д. также прекратились или шли с перебоями. ·

Насыщение рынка произошло лишь в 1995–1996 годах, причем почти в равной степени за счет местного производства, официального импорта (через льготников типа Национального Фонда Спорта или Московской Патриархии) и контрабанды, именно тогда достигшей своего пикового для России масштаба в 30–35% рынка. ·

Причина второй волны роста табачного рынка, увеличившей его примерно на четверть до следующего уровня стабильности, вероятнее всего, связана с появлением на рынке разных предложений легких и суперлегких версий сигарет, ранее или недоступных в России, или просто не существовавших. Мир ведь также начал переходить на суперлегкие сигареты где-то во второй половине 1990-х, когда табачные производители научились кардинально снижать уровень смол и никотина, сохраняя приемлемые вкусовые свойства продукта. Нередко при переходе на значительно более легкие сигареты курильщик первое время выкуривает их большее количество, пытаясь достичь прежнего ощущения (количественных оценок эффекта нет). ·

На протяжении всего наблюдаемого периода свой вклад в рост рынка вносился и расширением базы потребления. Статистика здесь отрывочна и часто мотивирована, мягко говоря, не научно. Но и по личным наблюдениям ясно, что 20 лет назад курящий школьник или девушка с сигаретой на улице были диковиной, не нормальным явлением, а сегодня это, к сожалению, «норма». Демографическая база курения расширялась как по полу, так и по возрасту. Вклад в это внесла, видимо, и табачная реклама, разрешенная на телевидении до начала 1996 года, и общая социальная нестабильность, войны, кризисы, массовое обнищание населения и т.д. Внимание и силы родителей и педагогов тогда переключились с детей на элементарное выживание. Есть вклад и непосредственно государства: очень многие начинают курить в армии, где и сегодня сохранена порочная практика снабжения всех солдат-срочников казенным куревом. Видимо, основной экстенсивный рост потребительской базы пришелся на первую половину 1990-х, что и объясняет столь долгий период насыщения рынка, немыслимый при свободной рыночной экономике. (Другие причины медленного насыщения рынка – монополизация импорта льготниками, недостаточность инвестиций во внутреннее производство.)

Таким образом, мифы о двукратном росте потребления за последние 8–10 лет не имеют под собой серьезной фактической базы. Да, внутреннее производство в 1998 году составило 218 млрд шт., а в 2007-м превысило 400 млрд, но десять лет назад еще более 100 млрд шт. в страну было так или иначе ввезено, а в 2007 году около 30 млрд шт. сигарет так или иначе вывезено. Несмотря на отсутствие надежной статистики даже по таможне за первую половину 1990-х, условность всех экспертных оценок нелегальных перемещений товара, в целом картина российского табачного рынка понятна, его развитие закономерно и объяснимо. Никакой «эпидемии курения» и даже просто убедительного роста потребления табака на сегодня в стране нет.

Прогноз на завтра – скорее позитивный, даже без дополнительных мер государственного регулирования. Рост благосостояния благотворно сказывается на динамике потребления, люди бросают курить и пить, у них всё хорошо, есть деньги на путешествия, спорт, здоровое питание и достойный досуг. Вред курения всем известен и понятен, но реальная жизнь, к сожалению, не всегда позволяла людям считать это своей главной проблемой. Особенно в России 1990-х годов.

Если власть действительно заинтересована укрепить здоровье своих граждан и достичь успеха на этом фронте, то, во-первых, нужно признать, что нет поводов для истерик, а есть понятная, считаемая ситуация, тенденцию развития которой можно и нужно использовать. Во-вторых, главное направление удара – это замедлить и вовсе прекратить вербовку новых молодых курильщиков. Особые усилия нужны сегодня именно для работы с детьми и молодежью, и это – огромная и комплексная задача. К ее рассмотрению мы вернемся в следующих выпусках «ТМ», когда будет обнародована Национальная стратегия борьбы с табаком.

Газета «Табачный Магазин» | e-mail: tabmag@rustabak.ru
©2001-2018 «Табачный Магазин». Все права защищены.