logo_tabmag
№6(75) июнь 2008

| 2008|



2007| 2008| 2009
   от редакции \ Газета "Табачный Магазин" №6(75) июнь 2008

Точка бифуркации

После всплеска антитабачной активности, вызванной подписанием Россией конвенции ВОЗ по борьбе с табаком, и выдвижения ряда инициатив в государственном регулировании, законотворчество замерло в нехорошей паузе. Дальнейшее движение возможно в одном из двух противоположных направлений, и каждая сторона с надеждой и страхом ждет, куда двинется машина власти с этой развилки. Один путь хорошо знаком, понятен и был бы даже приятен для индустрии табака, но разочарует активистов освоения блумберговских грантов (хотя, с другой стороны, обеспечит их работой и зарплатой в будущем). Это путь плавного поэтапного модерирования разных аспектов табачного законодательства, не меняющего ничего принципиально. Немного приподнять ставки акцизов, чуть больше ограничить рекламу и курение, увеличить предупреждающие надписи, и даже, может быть, ввести лицензирование производства и торговли. Для контролирующих рынок табачных компаний все эти меры не только приемлемы, но и отчасти желанны. Небольшая индексация акцизов – законный повод поднять цены и прибыль, ограничение рекламы и некоторое сокращение мест продажи – экономия на расходах, лицензирование – административный барьер для новых конкурентов, и т.д. К счастью для отрасли, исполнительная власть явно склоняется к этому пути, уж Минфин – точно. Но не миновала угроза и альтернативного, гораздо худшего для табачной индустрии сценария жесткого регулирования, с быстрой реализацией наиболее радикальных инициатив медиков, потребительских «конфедератов» и самых горластых депутатов. Резкое, в разы, повышение ставок акциза, запрет на продажу табака в киосках, на рынках и мелких магазинах, полный и безоговорочный запрет на курение на рабочих и в общественных местах, трупные картинки на пачках, тотальный запрет на все виды рекламы и т.д. Все эти драконовские меры не только не противоречат Конституции, но и вполне реализуемы на практике, это лишь вопрос политической воли и исполнительности «на местах». Однако эффект для производителей табака и торговцев будет уже совершенно безрадостным. Сокращение рынка может оказаться двукратным буквально за два-три года, а финансовые показатели компаний (оборот, прибыль, курсы акций) обвалятся у некоторых куда сильнее. Число потребителей табака уменьшится, но скажется ли это на здоровье россиян, продолжительности их жизни, весе новорожденных, которым так озабочен депутат Николай Герасименко, – неизвестно. Скорее всего, еще до получения этого выпуска «ТМ» нашими читателями уже станет ясно, какой путь выбрала власть. Об этом будет свидетельствовать законотворческая активность до ухода депутатов на каникулы. Технический регламент, акцизы на 2009 год, проекты законов о запретах рекламы и курения в общественных местах, наконец, мифическая Национальная программа по борьбе с табаком, вызревающая где-то в недрах Минздравсоцразвития, – всё это сегодня пребывает в подвешенном состоянии, но вот-вот должно свалиться на ту или иную тропинку регулирования. Сегодня, очевидно, в России всё решает не Дума и не Блумберг со своими антитабачными фондами и истеричными горлопанами, всё решает правительство и премьер. А раз источник света один, все тени лягут в одну сторону. Рано или поздно. Нам остается только рассказывать вам, что ждет нас всех на выбранном ими пути.

Газета «Табачный Магазин» | e-mail: tabmag@rustabak.ru
©2001-2017 «Табачный Магазин». Все права защищены.