logo_tabmag
№3(72) март 2008

| 2008|



2007| 2008| 2009
   от первого лица \ Газета "Табачный Магазин" №3(72) март 2008

Микаэл Варданян: «Новичкам будет не так просто попасть на рынок, как раньше...»

Интервью с президентом компании International Masis Tabak Микаэлом Варданяном.

«Табачный Магазин»: Как возникла компания Masis Tabak, как вообще развивался табачный рынок в Армении после развала Советского Союза? Как лидер местного рынка вырос из того, что оставалось от индустрии в Армении?

Микаэл Варданян: Табачная индустрия Армении, впрочем, как и везде, тоже развалилась в середине 90-х. В 1996 году доля единственного местного производителя, «Армтабака», на отечественном рынке составляла всего 5%. Но в 1997 году мы уже начали строить новый завод «Гранд Тобако». Конечно, наше предприятие было основано не без участия «Армтабака». Мы купили у них часть оборудования и территории, завезли новые станки и на базе старого завода создали новое совместное предприятие с канадским долевым участием – «Гранд Тобако».

– Приватизация «Армтабака» прошла раньше?

– Да, в 1994-м году. «Армтабак» перешел в собственность ряда частных лиц. Именно у них наше совместное предприятие и купило несколько зданий и оборудование. Когда в 1997 году мы впервые вышли на рынок, конечно, пришлось очень трудно. Мы внедрили новые стандарты, стали делать сигареты с европейской, американской мешкой в современной, обновленной упаковке. Некоторые бренды использовали старые, одновременно разрабатывая совсем новые. Реклама на местном рынке еще не была запрещена, и усилия в маркетинге давали быстрые и хорошие результаты. Мы пошли обычным для всего цивилизованного мира путем – обеспечили хорошее качество продукта, хорошую рекламу, привлекательный дизайн. Всё это в комплексе и обеспечило положительный результат…

– Табаки использовали свои?

– Нет, зарубежные. В Армении к тому времени уже практически не выращивали табак. Отрасль попросту пришла в упадок. В 1995 году по всей республике было сдано всего лишь 500 кг табачного сырья. Мизер. И только с 1998 года мы начали выращивать табак в промышленных объемах, фактически возродив эту отрасль в Армении. Сначала выращивали только ориентальские сорта, но теперь уже и вирджинские Flue-cured. Эти новые сорта очень чувствительны к почве, и мы прежде сделали анализ почв и выбрали благоприятные для сорта Вирджиния районы. Получается продукция очень высокого качества. Пытаемся выращивать также Берлей, правда, с несколько худшим результатом – пока еще не получили такого же хорошего качества. Раньше наш табак хорошо вывозили в Россию, сейчас объемы стали поменьше. Еще в советское время в Армении был самый большой парк фильтроделательных машин, и это направление мы все время развиваем. Сейчас уже в состоянии поставлять все типоразмеры фильтров. Мы продаем достаточно солидные объемы фильтров на экспорт, но не в Россию. Ведь сейчас в России практически на всех фабриках свои фильтроделательные машины…

– Какие-то особые условия работы были вам созданы со стороны власти Армении?

– Нет-нет, мы свободно конкурировали с иностранными компаниями. Рынок в Армении вообще очень открыт, ни для кого нет никаких ограничений. Но в то же время и никакой поддержки для отечественного производителя. Сегодня ситуация на рынке тоже изменилась. Новичкам будет не так просто попасть на рынок, как раньше. Запрещена реклама. А ведь совсем недавно, в 1990-х, была разрешена любая реклама по радио, телевидению. Потом начались ограничения по времени. Потом запретили телерекламу. Потом биллборды... Сейчас практически вообще все запрещено.

– Сегодня в Армении одно из самых жестких табачных законодательств среди стран СНГ...

– Да. Предупреждение должно занимать уже 30% площади большей стороны пачки, полностью запрещена реклама, ограничено курение в общественных местах. Порог входа на рынок для новых табачных компаний все время повышается.

– Ваша компания доминирует на рынке Армении?

– Да, мы занимаем долю в 50–60% отечественного рынка. Второе место у «Филип Моррис» – где-то 25–30%. Затем все остальные …

– Есть еще табачные производители в Армении?

– Вообще-то их всего три, причем две компании – «Интернешнл Масис Табак» и «Гранд Тобако» – находятся в стопроцентном управлении нашей семьи. Есть еще SPS Sigarone Co. Ltd., но они контролируют не более 3% местного рынка. Производят не только сигароны, но и обычные сигареты разных типов, в том числе слим-формат, овальные без фильтра и т.д. Но поскольку они поздно начали, им трудно продвигать сейчас свою продукцию в Армении.

– Вы экспортируете свою продукцию?

– Да, у нас есть небольшой экспорт в Россию. На юге, в Ставропольском крае, у нас есть партнер. Объемы, правда, небольшие, но дистрибуцию они делают по всей России. В Москве тоже продаются наши сигареты. Гораздо больше, чем в Россию, сигарет отправляем в США, Швецию... Немного в Иран, Грузию, Туркмению.

– Какие из брендов «Масис Табак» наиболее успешны?

– Из исторических в Армении всегда был очень успешен «Ахтамар». Из новых – «Noy» и «МТ». У нас 14 наименований сигарет в 40 версиях, включая десяток в формате «слим», всего мы в состоянии выпускать до 11 разных форматов пачек… У нас на фабрике есть все необходимое оборудование, чтобы производить самые разные форматы и сигарет, и упаковки.

– Как строится дистрибуция?

– У нас есть как партнеры-оптовики, так и собственная система дистрибуции. Даже при отсутствии оптовиков мы способны полностью обеспечить свой сбыт и дистрибуцию в Армении. Но пока 50% обеспечивает наша система, а 50% – оптовики. Оптовики с нами работают не эксклюзивно, они продают и другие сигареты.

Газета «Табачный Магазин» | e-mail: tabmag@rustabak.ru
©2001-2018 «Табачный Магазин». Все права защищены.