logo_tabmag
№2(71) февраль 2008

| 2008|



2007| 2008| 2009
   тенденции отрасли \ Газета "Табачный Магазин" №2(71) февраль 2008

Сегмент сигарилл на подъеме

За последние четыре года сегмент сигарилл на российском рынке удвоился. На очереди – кальянные и трубочные табаки.

Российский рынок сигарилл в последние годы находится в стадии быстрого роста – так, если в 2004 году объем рынка сигарилл составлял около 250 млн.штук, то в 2007 году этот показатель, по оценкам отраслевого информационного агентства «Русский Табак», превысил 500 млн. штук. При этом рынок растет и в стоимостном выражении – 85 млн.долларов в 2007 году против 40 в 2004. Основной «вклад» в рост сегмента был сделан в 2007 году – именно сейчас произошел резкий скачок объемов потребления сигарилл.

Оценка рынка может отличаться от реального положения дел, но только в меньшую сторону – так, по данным ФТС РФ, объем импорта сигарилл в Россию за первое полугодие 2007 года составил 260 млн.штук. Реальный объем рынка может быть значительно выше - это объясняется тем, что объем контрабанды сигарилл на российском рынке все еще достаточно велик, виной чему проводившаяся до недавнего времени политика завышения акцизов на ОТР, о чем не раз писала ТМ. Впрочем, в прошлом году правительство уже предприняло определенные шаги, которые в конечном итоге могут привести к полной легализации рынка за счет гармонизации акцизов на табачные изделия, что не только сделает контрабанду менее выгодным занятием, но и сможет дать крупнейшим игрокам на мировом рынке ОТР-продуктов повод для выхода на российский рынок.

Быстрый рост рынка сигарилл обуславливается, в первую очередь, ростом сегмента недорогих марок (менее 3.5 рублей за штуку), который растет не менее чем на 20% ежегодно. В то же время, наблюдается устойчивый рост во всех остальных ценовых сегментах, однако в связи с диспаритетом темпов роста в разных сегментах, структура рынка постепенно меняется в пользу более демократичных брендов – если в 2004 году сегмент сигарилл стоимостью 10,5 и больше рублей (в ценах 2007 года) составлял около 16% рынка, то сегодня – менее 10%.

Собственно, бурный рост рынка сигарилл уже сегодня почти полностью объясняется выходом на рынок двух крупнейших международных компаний – ВАТ и Gallaher Group (сейчас – подразделение JTI). Первая в начале 2006 года взяла в свои руки дистрибуцию безусловного лидера рынка сигарилл – марку «Captain Black», вторая в это же время выпустила на рынок сигариллы «Hamlet Sweet Cherry». Обе компании предприняли существенные усилия по продвижению и развитию своих марок, за счет чего не только удалось увеличить долю рынка этих марок (а в случае с «Hamlet» - стать лидером своего сегмента менее чем за два года), но и спровоцировать рост всего рынка – вслед за ростом продаж этих марок повышаются продажи и других марок сигарилл.

Так, марка «Captain Black», появившаяся в России в середине 90-х, долгое время удерживает пальму первенства на российском рынке сигарилл. Сегодня ее доля на рынке в натуральном выражении - около 75%. С момента перехода дистрибуции марки эксклюзивному дистрибутору ВАТ, компании СНС (к слову, специально под сегмент ОТР в компании было выделено отдельное направление, занимающееся только дистрибуцией сигар «Dunhill» и продуктов под маркой «Captain Black») ВАТ успела провести редизайн бренда, вывести новое семейство «Captain Black Miniatures» в более дорогом ценовом сегменте и провести масштабную рекламную кампанию по поддержке бренда.

Впечатляющих успехов добилась и компания JT International, запустившая сигариллы «Hamlet Sweet Cherry» в упаковке original ‘little-cigars’ box (5 штук в пачке) весной 2006 года, а в конце того же года - еще две версии «Hamlet» в эксклюзивной металлической упаковке. С момента запуска «Hamlet» объем продаж вырос в 8 раз, что обусловлено как масштабной рекламной кампанией, так и использованием возможностей крупнейшего федерального дистрибутора ГК «Мегаполис». По заявлению самой компании, первоначальный успех бренда превзошел все ожидания, и к концу октября 2006 года весь объем, запланированный до конца года, был продан. В дальнейшем, после появления на рынке еще двух версий «Hamlet», темпы роста продаж этого бренда еще больше увеличились. Сегодня бренд занимает не менее 20% в своем ценовом сегменте и является одним из лидеров среди сигарилл «несигаретного» формата.

Добившись столь впечатляющих успехов крупнейшие международные компании не собираются останавливаться на достигнутом. Так, одновременно с (пере)запуском «Captain Black» компания «БАТ Россия» выпустила на рынок одноименный трубочный табак, который по данным AС Nielsen, по итогам 2006 года занимал более 16% сегмента трубочных табаков российского табачного рынка. JTI, в свою очередь, в августе 2007 года запустил пробную партию самокруточного табака «Old Holborn» и продолжает изучать потенциал российского сегмента ОТР. Не остаются в стороне и российские компании – постепенно развивает производство и выводит на рынок новые продукты Погарская сигаретно-сигарная фабрика, быстрыми темпами увеличивает объемы продаж подмосковный «ЭлитТабак», о начале одного из ОТР-проектов заявляет руководство «Донского Табака». Пожалуй, сегодня мы наблюдаем ту же картину, что и в сегменте тонких сигарет несколько лет назад – бурный рост, появление новых игроков и брендов. Высокие темпы роста рынка сигарилл будут сохраняться на уровне 10-15% в год еще 3-4 года, а другие «нишевые» продукты, которые пока только начали активное развитие, пойдут с некоторым временным лагом (2-3 года).

Газета «Табачный Магазин» | e-mail: tabmag@rustabak.ru
©2001-2018 «Табачный Магазин». Все права защищены.