logo_tabmag
№10(55) октябрь 2006

| 2006|



2005| 2006| 2007
   от редакции \ Газета "Табачный Магазин" №10(55) октябрь 2006

Динамическое равновесие

Ушедшее лето и начало осени принесли весьма неожиданные вести об изменениях на табачном рынке. Точнее, пока это еще не изменения, а лишь намек на новую тенденцию в развитии структуры рынка. Глобализация в мировом масштабе и процесс консолидации табачного производства в нашей стране проявляются понятным и всем заметным образом: уменьшается число независимых производителей. В России этот процесс начался в 2000 году, когда число независимых фабрик достигло пикового значения, превышающего 130 предприятий. Предшествующая волна роста числа фабрик была вызвана финансовым кризисом 1998 года и стремительным замещением импорта местным производством. Введение лицензирования производства отчасти ускорило обратный процесс, но сокращение началось объективно как классический капиталистический кризис перепроизводства. Внутренние производственные мощности достигли и, не останавливаясь, превысили внутренний спрос. Часть продукции перестала находить сбыт, в результате обострения конкуренции начались банкротства наиболее слабых из игроков.

Этот процесс продолжается и сегодня, хотя нельзя не отметить, что каждая «новая крепость дается труднее». Слабых производителей не осталось еще пару лет назад. С тех пор закрытие табачной фабрики – это не столько банкротство, сколько сознательное бизнес-решение владельцев – выбор оптимального пути с точки зрения бизнеса. Таковым было закрытие Челябинской фабрики, это же мы наблюдаем там же на Урале и в эти месяцы при закрытии «Альвиса» в Екатеринбурге и «Астры» в Перми. Но удивительными являются признаки возникновения новых проектов. В Курске решили возобновить производство на базе бывшей фабрики. На питерском «Нево табаке» небольшая американская компания запускает новый табачный проект, есть слухи и о появлении новой производственной фирмы в Москве, изготовлением продукции для которой займется «Донской табак». Три проекта – это уже тенденция.

В США подобные процессы прошли несколько ранее. Там десятилетиями на рынке доминировали пять компаний, но в 90-х годах прошлого века, по мере ужесточения давления антитабачных судебных процессов на лидеров, стали возникать новые производители. Сейчас новички «отъели» у Big Tobacco уже порядка 10% рынка, и доля их растет, несмотря на сокращение емкости американского рынка в целом. Такой сценарий заложен в сути процесса глобализации, и российский рынок, скорее всего, не будет исключением. Мы близки к установлению «динамического равновесия» на рынке: сколько предприятий будет в год закрываться по тем или иным причинам, столько же будет возникать и новых проектов в сфере табачного производства. Пока что доля рынка гигантов индустрии продолжает расти, но уже завтра прирост емкости российского рынка будут забирать новички и вновь ожившие старые предприятия, которые многими уже списаны в историю.

Америка опережает в развитии всех, на ее примере можно примерно понять, что ждет нашу табачную отрасль. Но и табачная индустрия России опережает в развитии другие отрасли, включая розничную торговлю. Это означает, что если сегодня вас выдавил с рынка очередной гипермаркет или сетевой дискаунтер по соседству, послезавтра у вас будет шанс вновь открыть свой небольшой торговый бизнес, и покупатели уже не оставят вас. Жаль только, что вся экономическая политика российских властей направлена на поддержку крупнейших и богатейших предприятий. Шансы на успех малого бизнеса сегодня в России мизерны и сохраняются лишь у тех, кого с высоты власти замечает лишь один местный участковый.

Будет и у вас шанс, надо ждать.

Газета «Табачный Магазин» | e-mail: tabmag@rustabak.ru
©2001-2017 «Табачный Магазин». Все права защищены.