Последнее спокойное лето, или «за кем придет лягушка?»
Начало лета, начало сезона больших продаж – радостное и волнующее время для всех тех, кто связан с табачным производством и табачной торговлей. В этом году к приятному волнению примешивается легкая тревога. Руководители крупнейших производящих и дистрибьюторских компаний и просто хорошо информированные менеджеры считают, что это лето будет последним спокойным сезоном, в конце которого можно еще ожидать роста объемов продаж и увеличения доли рынка. А вот в следующем году начнется настоящая война...
На чем основаны подобные опасения? Во-первых, быстрое сокращение сегмента сигарет без фильтра и папирос ведет к быстрому вымиранию небольших российских фабрик, для которых овальные сигареты – основа бизнеса. Борьба за потребителя между крупными компаниями, таким образом, сводится сейчас и в прошлом к своевременному захвату долей рынка, теряемых более слабыми конкурентами. Гиганты международного табачного бизнеса пока просто не схлестнулись между собой по-настоящему. Идет мягкий захват освобождаемого «естественным путем» рынка. И прироста продаж, динамики показателей достаточно и для акционеров, и для получения менеджерами своих годовых бонусов. Но мягкая фаза близка к завершению. Возможно, уже к следующей весне на российском рынке останется буквально 8-10 компаний, а при вполне вероятных сделках на глобальном рынке и того меньше. Потенциально «свободных» долей ранка, контролируемых близкими к банкротству компаниями, просто не останется. И тогда каждая сотая доля процента рынка будет даваться оставшимся на нем только ценой невероятных усилий, начнется настоящая «рубка».
Во-вторых, новые акцизы могут существенно ускорить описанный процесс и приблизить время большой битвы. В-третьих, борьба с курением, которая будет в России усиливаться, ограничения на рекламу, которые уже приняты, и рост благосостояния населения на нефтяных доходах страны могут повлиять на динамику рынка в целом. Рост потребления может замедлиться или даже вообще остановиться. Это тоже означает ожесточение конкуренции за остающихся курильщиков.
Другими словами, сейчас конкуренция носит характер спортивных соревнований и идет в головах потребителей методами рекламы, лотереями, играми с интересной упаковкой и т.д. Но это продлиться недолго – может быть, пару лет, а может быть, лишь год. После чего конкуренция станет войной, дракой, а не спортом, и развернется не столько в головах потребителей, сколько на ваших витринах.
Это может оказаться звездным часом табачной розницы: кому война – а кому...
Не упускайте свои шансы и берегите себя.
|