Преимущество табачного киоска
Осенью прошлого года российские власти провели масштабную акцию по борьбе с системой обналички. Стоимость услуги, по сообщениям деловых изданий, дошла до 10% и больше. Потом все успокоилось, все-таки неучтенные наличные средства нужны прежде всего самим чиновникам для покупки должностей и получения взяток от граждан и бизнеса. Однако в ходе акции были ликвидированы десятки мелких банков, промышлявших этой самой обналичкой, и стоимость наличных денег уже не опустилась на прежний уровень, а зависла на ставке 3–4%. Это породило интересное явление на уровне розничной торговли, особенно табачными изделиями – как наиболее ликвидными и капиталоемкими. Вся торговая наценка в некоторых городах страны на сигареты составляет лишь 10–12%, а максимальная едва превышает 30%, и еще 3–4% кажутся предпринимателям совсем не лишними на этом фоне. Розничные продавцы стали заменять мелкие банки в предоставлении услуги по обналичке, т.е. вместо инкассации выручки на свой счет и оплаты поставщику они стали «продавать» наличные деньги, зарабатывая дополнительную прибыль. Конечно, не все так поступили, а лишь самые ловкие и сообразительные, но они предложили более консервативным соседям товар с дополнительной скидкой в пару процентов, если оплата идет неучтенной наличкой. Естественно, источник товара остался прежний – соответствующий уполномоченный дистрибутор табачного производителя, но потоки перераспределились: стали расти закупки «ретейлера-банкира» и падать официальные закупки у его соседей. Дистрибуторы крупных сигаретных производителей, уже начавшие привыкать к совершенно легальной работе «в белую», – в растерянности: на рынке – хаос, независимо от своих объемов продаж некоторая точка может демонстрировать стремительное падение объема закупок товара или не менее внушительный рост. Эти изменения не имеют никакого отношения ни к табачному рынку, ни к розничной торговле – это просто обратная сторона правительственной кампании по борьбе «с черным налом». Объективно это рушит наработанные связи дистрибуторов (и, отчасти, производителей) с розницей, выталкивает самих розничных торговцев за рамки легальной деятельности и дестабилизирует рынок в целом. Это – плохая новость, а хорошая в том, что нежданно-негаданно у розничной торговли появился новый источник дохода, шанс рискованного, но относительно честного и быстрого обогащения. Точно так же общая политика государства на подавление малого бизнеса в пользу крупного ведет к сокращению общего числа торговых точек (один сетевой супермаркет разоряет несколько небольших магазинов и киосков в округе), вследствие чего обостряется борьба поставщиков сигарет за место на каждой витрине. Уже сейчас большая часть выставленных на витрине пачек – это, по сути, оплаченные «рекламные места». Такая оплата – в форме прямых денежных поощрений или ценных подарков продавцам и хозяевам точки – тоже дополнительный доход, доступный в основном табачной торговле. А с принятием в скором времени нового закона «О рекламе» с улиц (не раньше будущего года) исчезнут сигаретные рекламные плакаты и конкуренция на витрине еще более обострится, что сулит новые дополнительные доходы розничным продавцам сигарет… К чему это мы? К тому, что «в жизни всегда есть место подвигу», в том числе и предпринимательскому подвигу. (С тем фактом, что работа в малом бизнесе требует героизма, публично соглашался даже президент Путин.) Нужно держать глаза открытыми, работать «не выключая головы» и помня о цели, и жизнь предоставит возможность преуспеть даже тогда, когда, казалось бы, нет никаких шансов выжить.
Помните о ваших близких, делитесь, когда есть чем, и с теми, кто реально нуждается, и весна обязательно наступит!
|