logo_tabmag
№8-9(41-42) август-сентябрь 2005

| 2005|



2004| 2005| 2006
   от редакции \ Газета "Табачный Магазин" №8-9(41-42) август-сентябрь 2005

Классические причины подвижности рынка табачного оборудования



В прошлых выпусках ТМ мы привели подробный анализ тенденций рынка сигаретного и табачного оборудования, связанных с изменениями вкусовых предпочтений потребителей и последствиями ужесточения конкуренции. Был также рассмотрен вопрос о роли инноваций в успешном бизнесе поставщиков материалов и оборудования для отрасли в ближайшей перспективе. Завершаем мы этот цикл материалов рассмотрением и традиционных, или классических причин изменений на рынке оборудования, а также отношением государства к этому сегменту промышленности.

(Окончание. Начало в № 5–7)

Не исчезнут и классические причины подвижности рынка оборудования, не связанные с особенностями конкуренции в эпоху глобализации и всеобщей осведомленности потребителей о товарах и рынках. Эти причины влияли бы на рынок оборудования в любое время и в любой стране.

-Смена собственника, приход новых инвесторов на рынок. Свободный рынок подвижен, фабрики продаются и покупаются. Новый хозяин оптимизирует парк оборудования с учетом имевшихся и вновь приобретенных машин. Не всегда это означает выброс излишков на вторичный рынок. Может возникать спрос на совмещающие линии узлы и агрегаты, транспортировочные решения, а также новые более скоростные машины, очистительные установки и т.д. Покупателя нередко интересуют марки и доля рынка объекта покупки, другие нематериальные активы или производственные площади, а не его оборудование, которое можно заменить. В России в наше время нельзя исключать и ситуацию, когда некое малоуспешное предприятие переходит в собственность государства (например, за долги в результате процедуры банкротства), которое продает его инвестору с обременением по инвестициям. Конечно, фабрика в таком положении наверняка и так нуждалась бы в модернизации, но те или иные условия продажи также могут быть стимулом закупки оборудования новым собственником.

-Государственное регулирование. Целый ряд возможных действий власти, изменений в законах и подзаконных актах может действовать на рынок табачного оборудования как оживляющим, так и угнетающим образом. Остановимся лишь на некоторых примерах. Налоговая политика и/или требования к содержанию в дыме смол и никотина в принципе может привести к резкому падению производства овальных сигарет или папирос, которые должен будет заместить дополнительный объем фильтровых сигарет. Очевидно, избыточные в стране производственные мощности не решают эту проблему автоматически: мощности у одних, а дополнительные продажи могут оказаться у других игроков, которые и сформируют неплановый спрос на машины. Либерализация форматов пачки, ограниченных сегодня, с одной стороны, завышенными ставками акцизов на сигареты 100 мм и длиннее, с другой стороны, прямым запретом на пачки, содержащие менее 20 сигарет (глупое и нерациональное требование), – также может стимулировать ввоз новых сигаретных и упаковочных машин. Отмена лицензирования производства сигарет – это еще один фактор влияния на рынок оборудования и сырьевых материалов. Отмена лицензирования влечет спрос на новые и восстановленные б/у сигаретные и упаковочные машины, а неизбежное усиление конкуренции – в силу новых банкротств – увеличит предложение на вторичном рынке. Таможенное регулирование – мощнейший инструмент влияния на рынок машин для табачной отрасли. Тут и пошлины на само оборудование, и тарифы на элитные табачные изделия, и регулирование ввоза /вывоза субпродуктов – все может оказать влияние на рынок, и это тема отдельного разбора.

-Моральное устаревание оборудования, особенно для производства папирос, овальных сигарет и пачек для этих продуктов, также ведет к постепенной его замене на более современную технику.

-Эксплуатационный износ активно работающих линий, производящих вполне современные сигареты, требует не только запасных частей, обслуживания и расходов на совершенствование управлением, но и приводит рано или поздно к необходимости полной замены на более скоростные или просто новые и современные линии.

Какое дело государству до рынка табачного оборудования?

Всякое государство заинтересовано в росте оборота, оживленном развитии и модернизации всякой отрасли, особенно такой капиталоемкой, как внутреннее табачное производство. Косвенно это содействует наполнению рынка более качественной продукцией во всех ценовых сегментах и, при сбалансированной акцизной политике и правильном регулировании требований к готовым изделиям, может способствовать эффективному снижению риска для среднего курильщика страны. К тому же российская табачная индустрия имеет четко выраженный экспортный потенциал. Правительство объективно заинтересовано в постоянном наращивании объемов ввоза высокотехнологичного оборудования, коим и является оборудование для изготовления табачной продукции. Пока совсем не очевидно, что в правительстве это осознают. Возможно, помехой здесь является общественная неоднозначность такого товара, как сигареты, и постоянная антитабачная шумиха. К тому же нефтяная конъюнктура и сверхдоходы бюджета не требуют настойчиво искать резервы для пополнения казны.

Следует ли государству регулировать этот сектор экономики, оборот табачного оборудования? Нет! Но прежде, чем предоставить его себе и регулировать потребление (т.е. рынок сигарет и других готовых табачных изделий), нужно прийти к оптимальной стартовой позиции. А именно:

-снизить или отменить пошлины на оборудование, которое не производится и вряд ли будет производиться в нашей стране;

-перенести фискальное бремя на импортное сырье – листовой табак, готовую мешку, субпродукты, бумажные материалы, фольгу и пр.;

-на импортируемые готовые изделия некоторых классов (сигары, трубочные и самокруточные табаки) увеличить пошлины при снижении на них ставок акцизов;

-смягчить неоправданные требования к форматам продукции и упаковки.

Можно предложить и другие, более тонкие регулирующие меры, но начинать надо с этих очевидных действий. В данном случае и в бездействии государства нет особой трагедии, рынок уже приспособился и даже привык к неблагоприятным, но стабильным условиям, но государство просто упускает весьма благоприятные возможности

-улучшить бюджетные показатели,

-использовать экспортный потенциал отрасли,

-снизить криминогенность этого сектора экономики,

-содействовать профессиональной занятости инженерных кадров в стране,

-содействовать формированию сектора прикладных научно-технических изысканий внутри страны и т.д.

В заключение подчеркнем еще раз, что даже при пассивном отношении государства к рынку табачного оборудования производители такого оборудования, а также материалов и технологий для табачных производств, имеют очень хорошие перспективы роста, развития и доходности на рынке России в ближайшем будущем и в долгосрочном плане.

Газета «Табачный Магазин» | e-mail: tabmag@rustabak.ru
©2001-2017 «Табачный Магазин». Все права защищены.