Перспективы рынка табачного оборудования
Продолжаем анализ тенденций табачного рынка, влияющих на рынки табачного оборудования, упаковки и материалов. Начало в ТМ № 5(38).
Роль инноваций в конкуренции завтрашнего дня
Конкуренция и «перепроизводство» никуда не денутся. Запрет маркетинговых коммуникаций ведет к концентрации аргументов для потребителя предпочесть одного производителя другому только на самом продукте. Внешний вид пачки, форма, материалы, геометрия сигареты, вкусовые характеристики, сложность фильтра – вот инструменты, которые заменят уличный плакат, раздачу образцов и журнальные рекламные полосы.
Все разнообразие возможных исследований и производственных инноваций можно свести к нескольким наиболее актуальным направлениям.
-Табачная мешка, обработка табака и табачных материалов. Решение задачи обеспечения стабильности характеристик мешки при снижении объемов разового производства затрагивает устройство практически всех компонентов «праймери». Крупнейшие поставщики такого оборудования давно и плодотворно ведут НИОКР, но развитие рынка ведет к тому, что уже сегодня, а тем более, завтра многие разработки окажутся остро востребованными.
-Субпродукты. По понятным причинам спрос на эту продукцию и требования к ней будут в будущем продолжать нарастать. Повышение наполняющей способности, приближение реактивности на воздействия в агрегатах «праймери» к натуральному табачному листу, управляемость вкусовых характеристик и физико-химических параметров (сопротивляемость механическому воздействию, горючесть и т.д.) – вот задачи, стоящие перед поставщиками табачных субпродуктов и, соответственно, перед поставщиками оборудования для них. Решить эти вопросы в рамках внутрифабричной подготовки субпродуктов гораздо сложнее, чем на специализированном предприятии, поэтому перспективы предприятий, производящих взорванную жилку (по разным технологиям), расширенный табак, восстановленный табак, выглядят совсем неплохо.
-Ароматические добавки и технологии обработки мешки также не стоят на месте.
Практика потребления в мире и даже некоторые ростки тенденций на нашем рынке демонстрируют явный интерес потребителей к сигаретам с «дополнительным» запахом, несколько нейтрализующим, или, точнее, маскирующим чисто табачный аромат, как для самого курильщика, так и для окружающих. Примерами на российском рынке могут служить появившиеся в последние месяцы марки «Lucia» (JTI) и «Vogue Aroma» (ВАТ), а также давно известные многочисленные классические и псевдо-сигариллы от разных изготовителей.
-Формат сигареты. Геометрия самой сигареты и диктуемая ею форма упаковки играют ту же роль ключевой отличительной черты, что и дизайн или материал пачки или состав табака. Обычный цилиндр длиной 82 мм, диаметром 8 мм, с фильтром 20 или 24 мм желтого привычного цвета уже никогда никого не удивит. Откровенно рискованно пытаться выводить на рынок марку, не имеющую хотя бы оригинального цвета / дизайна ободковую бумагу, если к тому же маркетинговая идея новинки не очевидна. Так, приход на наш рынок хита восточной Европы – венгерской «Matrix» – был бы триумфальным, несмотря на обычность формата сигареты, уж очень хороша и жизнеспособна идея, да и дизайн пачки со светящейся в клубном ультрафиолете надписью произвел бы фурор в среде молодых потребителей. Однако это скорее исключение из правил, создать сейчас сильную маркетинговую идею для марки сигарет крайне трудно, хотя многие производители пытаются это сделать. В некотором смысле проще, да и выгоднее усиливать даже посредственную идею отличительными характеристиками товара и, в первую очередь, форматом и дизайном самой сигареты. Этот путь ждет большинство производителей, а для поставщиков материалов, в особенности фильтров, ободковой и сигаретной бумаги, – открывает огромное поле возможностей. С этой точки зрения, например, фантастический, но возможный, приход на российский рынок конусообразных «биди» от индийских производителей имеет такие же шансы на успех, как приход индонезийских «кретеков», имеющих внешне вполне классический сигаретный вид, но зато мощный гвоздичный дух. (Правда, оба прихода кажутся очень маловероятными, если не считать контрабандные поставки «биди», реализуемые через эзотерические центры типа магазинов «Путь к себе».)
-Фильтры. Вот поистине неисчерпаемое направление исследований, высокотехнологичных и наукоемких разработок, маркетинговых возможностей и потрясающих финансовых результатов. Поставщики традиционного ацетатного волокна, тем более фильтропалочек, еще многие годы будут иметь хорошую экономику бизнеса, но долгосрочные перспективы у них не такие радужные, как у изготовителей специальных фильтров. Дело в том, что по мере развития глобализации конкуренция смещается в область борьбы нескольких крупнейших компаний между собой, для которых цена фильтра (главное преимущество классических ацетатных вариантов) играет роль только для самых массовых марок и незначительна для новых разработок, доля которых в товарной номенклатуре будет расти с каждым годом. Естественно, это окажется верным, если лидеры рынка будут сами активно воспринимать потребности рынка на ранних стадиях, а не «сдадут» его агрессивным, но чутким к потребителю, новичкам, как происходит в Штатах.
-Пачки – это, безусловно, самый главный элемент сигаретного продукта завтрашнего дня. Его значения не убавят даже самые суровые законодательные инициативы по предупреждающим надписям, картинкам ужасов или требованиям к указанию ингредиентов. Уже занятых предупреждением 30% большей поверхности пачки ведут к стремительному росту альтернативных упаковочных решений (всевозможных вставок под пленку, чехлов, наклеек, портсигаров и т.д.), используемых самим курильщиком, что начисто выхолащивает идею предупреждения о вреде и оставляет производителю по-прежнему большой простор, если не в развитии дизайна, то в развитии формы пачки. А это прямая нагрузка на производителей упаковочных машин, на их отделы НИОКР, инженеров и технологов. Другими словами, независимо от интенсивности государственной борьбы с курением, и даже отчетливее при резких и судорожных движениях властей, легко прогнозируемо «завидное завтра» табачных машиностроителей. Не повлияет на него и любой сценарий развития глобализации. Время откровенно нанялось на работу к компаниям этого сегмента на пересечении табачной и машиностроительной отраслей.
Новые материалы (бумага, пленка, фольга, картон) и технологии печати на них (краски, теснения, голографические элементы, металлизация). Компании, работающие в сфере этих технологий и материалов, также не останутся без работы в ближайшем будущем. Востребованы и успешны окажутся те, кто активно занимается научным поиском, совершенствует и разрабатывает новые материалы или свойства известных, находит возможности передачи визуальной информации новыми способами. Особо перспективными для сигаретных пачек представляются «фактурные» материалы, способные нести осязательную информацию, а также материалы и технологии печати, меняющие свойства в зависимости от окружающей обстановки (температуры, освещения или угла зрения). Здесь уже заметен существенный прорыв: полноцветная печать на пленке или разрывной ленточке, металлизированные элементы, голографические изображения и т.д. Все это получит дальнейшее развитие и будет активно покупаться производителями сигарет и прочих табачных изделий. В какой-то степени развитие материалов будет влиять и на машиностроителей, ибо новые материалы могут потребовать адаптации отдельных узлов, контактных поверхностей, а не просто настроек.
-Управление производственным процессом, контроль издержек, гибкость в объемах производства, переналадка под разнообразие марок, прогнозирование износа и замены (поскольку «цена простоя» возрастает) – эти направления инновационной работы в машиностроительных компаниях уже заняли значительное место. О том же свидетельствуют и сообщения об альянсах машиностроителей с электронщиками («Хауни» – «Сименс», например), и предложения самих изготовителей оборудования в области именно информационных решений, иногда даже несколько опережающие время (некоторым производителям табачных изделий это кажется слишком сложным и дорогим в сравнении с решаемыми проблемами). Правда, лидеры рынка не ставят под сомнение необходимость продвинутых систем управления, автоматизации, прогнозирования износа и т.д., которые позволяют реально снижать издержки, особенно на долгих временных отрезках.
Будущие особенности конкуренции на табачном рынке потребуют от поставщиков оборудования и материалов не столько своевременных поставок качественной продукции по «правильным» ценам, сколько инновационного подхода, смелых и свежих решений, новейших продуктов и технологий, которые позволят табачным компаниям предложить действительно отличные товары, конкурентоспособные на насыщенном и информационно открытом рынке.
|