logo_tabmag
№6(39) июнь 2005

| 2005|



2004| 2005| 2006
   от редакции \ Газета "Табачный Магазин" №6(39) июнь 2005

Перспективы рынка табачного оборудования



В этом выпуске ТМ мы продолжаем обзор тенденций развития рынка табачного оборудования и материалов, тесно связанных с изменениями вкусовых предпочтений российских потребителей, модой, государственным регулированием и т.д. (начало см в ТМ 5(38)).

Легкость можно выбирать…

И многие стали выбирать, что привело к стремительному и пока непрекращающемуся росту сегментов легких, сверхлегких, ультралегких и т.п. сигарет. Рост столь велик, что на его ответственности рост сигаретного рынка в России вообще: нужные организму курильщика миллиграммы никотина он раньше получал от одной пачки, а теперь ему надо 2–3 пачки. К тому же, повышается психологический комфорт потребления, мол, «теперь я курю не столь вредные сигареты», что, конечно же, иллюзия. Но с точки зрения поставок оборудования для производства и упаковки сигарет, спрос на него очевидным образом растет вместе с ростом сегментов облегченных сигарет. Так же это означает повышенный спрос на оборудование и технологии для снижения содержания вредных веществ в сигарете. Это не только подготовка взорванной жилки, расширенного табака или других субпродуктов, но и изготовление сложных, многокомпонентных фильтров, нанесение перфорации, контрольно-измерительная техника и т.д.

Особые форматы и упаковки

Рост специальных сегментов (слимс, ментоловые, «портсигарные» пачки, требующие ручной упаковки) также стал заметен невооруженным глазом. Например, сегмент тонких и сверхтонких сигарет утроил свою емкость за три года, и дальше будет продолжать расти в быстром темпе. Подобные процессы идут и с сигаретами, содержащими ментол, а также в специальных пачках (пока не столь интенсивно). Эти темы мы будем подробнее рассматривать позднее, а пока отметим, что «темой сезона» в ближайшем будущем станут именно пачки. Оригинальная упаковка – сильный маркетинговый ход, пожалуй, единственный столь сильный, оставшийся у игроков рынка. В России привыкли, что сигареты упакованы все одинаково, максимум разнообразия – это скругленные или скошенные вертикальные ребра пачки. И это уже никого не «цепляет». Следующий шаг – приход в страну разработок ведущих производителей упаковочного оборудования – пачки типа «выдвижной коробок» от итальянской компании G.D и других разработчиков (причем есть варианты выдвижения вдоль короткой и вдоль длинной стороны лицевой поверхности пачки), пластиковых пачек, «портсигарных» пачек («shoulder box»). Можно упомянуть также новейшие решения типа «пачки-портмоне» (разработка ВАТ) или множество идей немецких и английских промышленных дизайнеров. В мире создано таких разработок уже немало, но российский курильщик практически не знаком с этими инновациями (за исключением «портсигарных» пачек). Это большой простор для поставщиков упаковочных машин и, кстати, упаковочных материалов.

Новые марки на рынке

По той же причине «однообразия» сигаретной продукции, представленной на нашем рынке, намечается тенденция расширения ассортиментного портфеля у большинства производителей. Разнообразие марок в условиях жесткой конкуренции и ограничения легальных инструментов коммуникаций, на первый взгляд, представляется неэффективным, если не утопичным. Переналадка оборудования под производство другой марки – это неминуемый простой оборудования, снижение общей эффективности, а вывод марки на рынок, возможности информирования потребителя и торговых каналов могут быть в любой момент резко ограничены. Но именно жесткость конкуренции и неистребимая жажда потребителей пробовать новое будет заставлять даже самых консервативных производителей выводить на рынок все новые и новые марки, при этом, конечно, сохраняя и поддерживая старые, пока есть спрос. Это означает увеличение номенклатуры продукции каждого производителя и вполне конкретные требования к производственному оборудованию, которое не должно стать экономическим препятствием (проще говоря, влиять на себестоимость) при увеличении портфеля и уменьшении производимых партий изделий одного вида. Это означает, что еще более возрастут требования к послепродажному сервису поставщиков оборудования, а также к научно-техническим разработкам поставщиков машин в области программного обеспечения и совершенствования систем автоматизированного управления производственными комплексами.

Нереализованный потенциал элитных табачных изделий

Нельзя не упомянуть еще одну скрытую, но потенциально серьезную тенденцию – рост потребления самокруток, сигар, трубочного табака. Пока что власть либо из недопонимания, либо под влиянием сигаретных производителей удерживает запретительную налоговую систему для этих видов табачных изделий. Импорт трубочных и курительных табаков, сигар, сигарилл выдавлен в теневую часть экономики, а о производстве их всерьез задумываются единицы. Конечно, это тема отдельного исследования, но отметим, что рационально мыслящий законодатель не пренебрегал бы мировым опытом и инициировал бы два налоговых изменения в этом секторе рынка: во-первых, ставки акцизов на такие изделия следует снизить в 5–10 раз и вывести бизнес на свет, к удовольствию бюджета; во-вторых, избирательно отрегулировать уровень таможенных пошлин, стимулируя приход в страну производителей этих изделий, давая возможность развить новые производственные направления у местных табачных производителей, как когда-то это случилось с сигаретами. Пока заоблачно высоки акцизы, а не импортные пошлины (для осознанно выбранных разновидностей табачной продукции), этого не случится. Но рано или поздно коррекция произойдет, и тогда немедленно образуется спрос на производственное оборудование соответствующего назначения. Оно не столь капиталоемкое, как оборудование для сигаретных фабрик, но зато и потенциальных производителей потребительских табаков и сигар может быть гораздо больше.

(Продолжение в следующем номере ТМ)



Газета «Табачный Магазин» | e-mail: tabmag@rustabak.ru
©2001-2017 «Табачный Магазин». Все права защищены.