logo_tabmag
№5(38) май 2005

| 2005|



2004| 2005| 2006
   от редакции \ Газета "Табачный Магазин" №5(38) май 2005

Перспективы рынка табачного оборудования

(полный текст статьи см. на сайте «Русский табак» www.rustabak.ru )

Несмотря на завершение программ модернизации на большинстве табачных предприятий в РФ и относительную стабилизацию структуры сигаретного рынка, перспективы поставщиков оборудования, технологий и материалов для табачной промышленности России выглядят совсем не плохо.

Часть 1. Фильтр, овал и папиросы

Уход с рынка овальных сигарет и папирос – тенденция, не подвергаемая сомнению. Темпы сокращения объемов продаж сигарет без фильтра снижаются год от года плавно и предсказуемо. Емкость сегмента в 2004 году составила примерно 17% от объема производства. По стремительности убывания в предыдущие годы напрашивался вывод о скором полном исчезновении этого сегмента. Однако сегмент сильнее прочих завязан на экономическую и демографическую ситуацию в стране. Статистика свидетельствует, что экономический рост в последние годы улучшал благосостояние широкого социального слоя со средними доходами, не сказываясь принципиально на ситуации самых богатых и самых беднейших слоев. Население сельских районов в неблагополучных регионах, а также бюджетники на всей территории страны не могут похвастаться улучшением условий жизни и повышением доходов. Индексации зарплат и пенсий поглощаются явной и скрытой инфляцией и стремительным ростом тарифов ЖКХ. Курящая часть этой доли населения весьма стабильно потребляет самые дешевые табачные изделия на рынке.

Демографическая динамика, учитывая факторы миграции, не позволяет прогнозировать дальнейшее стремительное убывание числа потребителей овальных сигарет. Тем более что сегмент продолжает подпитываться молодежью благодаря государству: частью довольствия солдат срочной службы остаются овальные сигареты, и многие 18-летние юноши подсаживаются на них за неимением альтернативы. Отпрыски состоятельных или просто благополучных семейств, если и попадают в армию, то имеют возможность покупать более дорогие сигареты, а большая часть «срочников» довольствуется овалом. После демобилизации многие сохраняют привычку, но переходят на более дорогие сигареты, однако далеко не всем, особенно в провинции, это бывает по карману (нужно найти нормально оплачиваемую работу, как минимум). Если государство откажется от архаичной практики обеспечения табаком солдат, скорость сокращения сегмента может быстро возрасти, повышая спрос на недорогие сигареты с фильтром, требующие другого производственного оборудования. Это увеличивает потенциально предложение на рынке б/у машин для производства овальных сигарет, повышая спрос на линии сборки сигарет с фильтром, фильтроделательное оборудование, упаковщики фильтровых сигарет и т.д.

В том же направлении на рынке оборудования действует и тенденция сокращения производства папирос. Здесь стоит отметить одну особенность. Объем производства папирос достиг нижней границы, которая, очевидно, совпадет с «нулевым уровнем» только тогда, когда этот мир покинет последний пролетарий или колхозник, выросший при социализме и тогда еще привыкший к папиросам. Приняв продолжительность жизни этого крепкого поколения за 75–80 лет и полагая, что после сорока люди не меняют привычек, получаем, что папиросы окончательно исчезнут через 20–25 лет. Возможно, это случится в действительности раньше, по причине полного выхода из строя соответствующего оборудования, давно уже никем не производимого, а также по причине отказа от этой продукции всех производителей при падении объема потребления ниже 3–5 млн пачек в год.

Уже сейчас многие крупные и средние производители отказываются от папирос в пользу более прибыльных фильтровых сигарет. Но это лишь поддерживает остающихся пока на рынке мелких производителей, имеющих папиросные машины. Недостаточное насыщение рынка папиросами из-за нестабильности производства и предложения уже сейчас проявляется в том, что пачка «Беломорканала» (не говоря уже о полусувенирных папиросах) стоит дороже пачки «Примы», хотя табака содержит меньше и себестоимость имеет ниже.

Продолжение в следующем выпуске ТМ.

Газета «Табачный Магазин» | e-mail: tabmag@rustabak.ru
©2001-2017 «Табачный Магазин». Все права защищены.