logo_tabmag
№4(37) апрель 2005

| 2005|



2004| 2005| 2006
   от первого лица \ Газета "Табачный Магазин" №4(37) апрель 2005

Кен Хилл: Настоящий индеец



На табачной выставке в Дортмунде (репортаж о ней был опубликован в ТМ № 10(31) за 2004 год) один из стендов привлекал всеобщее внимание необычными персонажами – свою продукцию на стенде представляли настоящие канадские индейцы в национальных нарядах. Они привезли сигареты марки «Могавк» («Mohawk», и произносили это как «мохоук»), изготовленные на их фабрике в индейской резервации недалеко от Торонто. Мы не могли упустить такую возможность побеседовать о табаке с настоящим индейцем по имени Кен Хилл.

ТМ: Индейская тематика очень интересна россиянам. Многие товары в России и в мире носят индейские названия или имеют отношение к индейцам, коренному населению Америки. Не могли бы Вы вкратце представиться и представить Вашу компанию?

Кен Хилл: Мое имя – Кен Хилл. Я из клана «Медведь», мое индейское имя – Хок На До Нис, что означает «Он обустраивает места». Я из племени могавков, и наша марка сигарет была названа в честь моего народа, народа Могавк. Я работаю с консорциумом индейских предпринимателей. Наша компания называется Grand River Enterprises, она находится в Канаде, к северо-западу от Торонто, где расположена резервация шести индейских племен. Население там составляет 22 тысячи индейцев. Наша компания – крупнейший работодатель для этих шести племен. На сигаретной фабрике занято приблизительно 200 индейцев. На автозаправках, в магазинах и других предприятиях, которыми мы владеем, у нас занято около 500 человек.


Когда была создана Ваша компания и когда возник сигаретный бизнес?

Сигаретная компания была создана в 1992 году, так что мы производим сигареты уже добрых 12 лет. Мы начинали в небольшом здании площадью 9020 кв. футов (~ 840 кв. м – «ТМ»), а сейчас занимаем фабрику площадью 260 тыс. кв. футов (~ 24 тыс. кв. м – «ТМ»), это довольно большое здание. На сегодняшний день мы вложили в фабрику всего около 71 млн долларов.

Это единственный бренд, который у вас есть?

О, нет. У нас около 30–35 различных марок и разновидностей вкусов. У нас есть «Mohawk», затем еще один бренд, который называется «Banica». Некоторые марки включают легкие, ультра-легкие, 100-миллиметровые версии, сигареты без фильтра – весь ассортимент практически по каждому бренду. Мы даже делаем небольшие сигары (сигариллы – «ТМ»): с вишневым ароматом, ментоловым, ванильным и т.д.

Почему Вы привезли сюда, в Германию этот бренд, «Mohawk»?

Мы с моими партнерами решили, что у нас неплохое присутствие в северной Америке, в США и Канаде, особенно в местах проживания индейцев. Мы хотели расширить наши горизонты и выйти на мировой рынок. Мы выбрали «Mohawk», чтобы вывести эту марку на рынки Европы и других частей света. Причина, по которой для экспорта был выбран «Mohawk», в том, что нашей целью является поведать о каждом из наших племен, и это – первый шаг. Всего в Северной Америке около 620 индейских народностей. И, как вы можете видеть, в каждой пачке есть небольшой вкладыш для коллекционеров или собирателей, для тех, кому интересны наши традиции, чтобы у них была информация об индейцах-могавках, из которых я сам родом. Мы хотим выпустить целую серию для коллекционеров и, по возможности, передать людям мира информацию о североамериканских индейцах.

Не могли бы Вы немного рассказать о традициях курения, которые происходят от ндейцев?

Табак был с нами тысячи лет. Наши предки использовали табак в особых обрядах. Когда европейцы прибыли в Северную Америку, они стали извлекать прибыль из табака и отняли его у наших предков, привезли в Европу и сделали его тем, что он есть сегодня. Табак играет тайную и важную роль в нашей культуре и истории. И сегодня он используется в обрядах в наших «длинных домах». Длинный дом – это как церковь для европейца. Приблизительно шесть раз в году в традиционных длинных домах проводятся особые церемонии; когда люди болеют, они жгут табак и молятся создателю о хорошей жизни, добрых помыслах, чистом разуме и о помощи.

Я думаю, мы это переняли у европейцев, – то, что сейчас происходит. Мы смотрели, как они в Европе делают из этого товар. Мы решили делать так же, и дали работу многим нашим людям. И это очень хорошо, потому что, как вы знаете, исторически безработица очень распространена в индейских резервациях из-за сложившихся экономических условий.

В исторической перспективе традиция курения табака не имела ничего общего с ежедневной привычкой, не так ли?

Да. Мы курили трубку, трубку мира, на традиционных собраниях в честь заключения мира: не будет больше войны между нашими людьми и все такое. Когда мы это делали, мы зарывали наши топоры и все наше оружие под сосной. Поэтому мы называем сосну «деревом мира». Так что трубка мира посредством курительных обрядов устанавливала среди наших людей мир и добрую волю.

Кто курил трубку мира? Это мог делать только вождь?

Нет, все… Вождь начинает, показывает тебе и передает ее дальше, не как обычную цветную курительную трубку, но с уважением к трубке. Трубка – очень религиозная и очень важная вещь. Я никогда бы не взял с собой трубку сюда (на выставку – ТМ), поскольку ее хранишь в специальном месте, и для курения требуются особые обряды. Это должно было быть частью уважения к трубке, поскольку трубка мира – это очень могущественная трубка. И она не должна быть коммерциализирована или использована для создания моды, как делает Голливуд.

Могли ли женщины курить трубку мира?

О, да.

Где брали табак для курения? Племена выращивали его?

Он все еще растет в индейских резервациях, вырастая из маленьких-маленьких семян в очень красивые большие растения. Табак и сегодня выращивают в резервациях, как это делали на своей земле наши предки тысячи лет. Традиции соблюдаются.

Думаю, нашим читателям было бы очень интересно узнать немного о ситуации с индейцами в США, если Вам она известна, и в Канаде.

Североамериканские индейцы – это коренное население Америки. Сегодня они помещены в резервации. Их земли, леса, полезные ископаемые, нефть, газ, вода принадлежат правительству. А индейцам осталось очень немного. Построено много больших городов, животные исчезли, и индейцы не могут охотиться и употреблять животных в пищу – поскольку везде выросли большие города. Например, шесть племен, к которым принадлежит и мое племя (могавк, сенека, онейда, онондага, кайюга и тускарора – все ирокезы) , владели миллионом акров вдоль прекрасной реки, Гранд-Ривер. И миллион акров, которыми мы когда-то владели, теперь стали пятью тысячами акров. Насколько я знаю, в Канаде на 90% земли Канады сегодня претендуют первоначальные владельцы, индейцы. Очень много нашей земли для нас утеряно, а мы так и не получили никакой компенсации. Нашим детям не разрешают говорить на родном языке в школе, практиковать свою национальную культуру. Когда они говорят в школе на родном языке или делают что-то вроде этого, их наказывают. Это ужасно, что это происходит сейчас.

Даже сегодня, сегодня – в 2004 году, в индейской стране, в Канаде, в США, существуют условия, как в третьем мире. Когда Джордж Буш был в Канаде, он сказал: «О, это прекрасная страна, земля свободы…» Да, но что вы сделали с индейским народом?

Внутри меня много тяжелых чувств из-за того, что произошло с нашим народом… Даже с помощью церквей и духовенства они пытаются заставить наш народ думать, как европейцы, и поддерживать европейскую церковную систему, когда у нас уже есть собственная религия, собственные места для обрядов и все такое. Я встречаюсь каждый день со многими людьми, и если я могу поведать им больше и больше и могу рассказать им о нашей ситуации, это как бы помогает мне облегчить то бремя, которое все мы, индейцы, сегодня несем.

Существуют ли сейчас у индейцев проблемы с трудоустройством?

Да, очень большие.

Как выглядит резервация? Что это такое?

Если вы приедете в мою резервацию в Канаде, вы едва ли поймете, что вы в индейской резервации. Дома очень красивые и современные, у людей есть газ и кабельное телевидение. Думаю, она не отличалась бы от других населенных пунктов в округе. У наших людей есть своя вера, но они не ждут, что кто-то даст им все бесплатно, нет, – дайте им заработать, дайте им уйти на пенсию, и они выберут прекрасный путь… Что касается особенностей, которые отличают индейскую резервацию от других мест, то она выглядит не слишком по-другому. Нет никаких заграждений, или ястребиных перьев, нет вигвамов…

Спасибо за интересный рассказ.

Спасибо и вам, передавайте мои наилучшие пожелания вашим читателям.

Кен Хилл написал в нашем блокноте: «Русскому Табаку – приветствие и много здоровья и благонравия – от Кена Хилла, «Гранд Ривер Энтерпрайзес» 12 сентября 2004 г.»

Длинный дом (длинный вигвам) – у ирокезов и соседних племен многосемейное прямоугольное жилище из жердей и коры с полукруглой двускатной крышей. Размеры жилища: длина от 15 до 200 м (как правило, 18–60 м), ширина и высота около 6 м, центральный проход на всю длину дома 1,8–3 м шириной. Разделен на семейные отделения шириной 1,5–1,8 м, приподнятые на платформы около 0,5 м высотой. Платформы второго уровня служили кроватями, а третьего (на высоте свыше 2 м) – кладовой. В центральном проходе помещались очаги – по одному на две родственные семьи, занимавшие противоположные отделения.

«Шесть наций» или «Конфедерация ирокезов» («Лига ирокезов») – Союз, или Лига, первоначально (с XVI в.) индейских племен могавк, онейда, онондага, кайюга и сенека («пять наций»), а с 1722 г. еще и племени тускарора («шесть наций»). Будучи охотниками и земледельцами, жили кланами по 2-5 семей (250-500 человек) в деревнях, состоявших из «длинных домов», в основном на территории современного штата Нью-Йорк. Мирно уживались с европейскими колонистами. В начале XVII в. получили огнестрельное оружие от голландцев, что позволило им занять лидирующее положение среди индейцев северо-востока. В ходе войн с французами и индейцами поддерживали англичан, но в период Войны за независимость Лига раскололась. Сильное национальное самосознание и традиционализм привели к тому, что ирокезы не признали Закона о гражданстве индейцев 1924 года и формально являются независимой нацией. К ирокезам также относятся некоторые племена, не входившие в лиги – гуроны, конестога, чероки. Самоназвание – ходеношауни («мы из длинного дома»).



Газета «Табачный Магазин» | e-mail: tabmag@rustabak.ru
©2001-2018 «Табачный Магазин». Все права защищены.