Проблема рентабельности
Вопрос рентабельности розничной торговли сигаретами в России становится всё более острым. В середине мая представители табачной розницы вновь обратились к властям за помощью. На этот раз – в Центральный банк. Торговцы предлагают регулятору ограничить комиссию за эквайринг, которую они платят банкам, принимая платежи по картам. Комиссия может доходить до 4%, самая распространённая ставка – 2%. Но это всё, что остаётся у продавца в виде чистой прибыли, а то и больше прибыли. Сетевая торговля (супермаркеты) своими масштабами бизнеса убеждает банки снизить стоимость эквайринга до 0,6–0,8% и, таким образом, даже по категории «сигареты» остаётся в пределах положительной рентабельности. Специализированный табачный ритейл просит ЦБ на законодательном уровне ограничитькомиссию уровнем 0,7% при обработке платежей за сигареты. В «Опоре России» вообще считают справедливым здесь уровень в 0,1–0,3%.
Это действительно разумные и справедливые требования, мы полностью их поддерживаем. Розничная продажа сигарет в РФ зажата производителем в тиски жёстко определённой наценки: цена продажи стоит на каждой пачке, а цена покупки определена при поставке тем же производителем вместе с его дистрибутором. Свободы ценообразования или торговой наценки у табачной розницы по легальным сигаретам нет (отчасти спасают вейпы и нагреваемый табак, пока избавленные от МРЦ и уже достаточно массовые, – но надолго ли?), валовый заработок примерно в 10% съедаютмногочисленные издержки, включая маркировку, введённую на сигареты среди самых первых категорий. Невозможность хотя бы отбивать затраты на легальных сигаретах толкает и самых законопослушных продавцов в руки поставщиков контрафакта, где хотя бы входная цена – предмет переговоров.
С другой стороны, под разговоры об ужасных санкциях наши банки демонстрируют рекорды прибыльности, задрав все возможные комиссии за свои услуги до небес. Именно политика ЦБ привела к исчезновению реальной конкуренции в банковском секторе РФ, банки соревнуются только в том, как ободрать клиентов, особенно мелких предпринимателей. Так что более чем логичным и справедливым было бы для ЦБ РФ на деле поддержать МСП официальным ограничением на комиссию за эквайринг при продаже сигарет, или даже шире – при продаже всех подлежащих маркировке товарных категорий, ведь по ним малый бизнес несёт особенно много дополнительных издержек.
|