Двадцать лет спустя: не растерять друзей и накопить врагов
Предыдущий выпуск нашего «Табачного Магазина» был под номером 240 – юбилейный: первый вышел ровно на 20 лет раньше, в марте 2002 года. Но его праздничное оформление мы по понятным причинам отложили, и теперь представляем особый юбилейный сверхтолстый выпуск газеты. Тот, стартовый выпуск«ТМ»был вчетверо тоньше, мы представили его на вечере первой годовщины сайта www.rustabak.ru, отмечавшемся в клубе «Сердце» на Ленинградке в присутствии всех сколько-нибудь значимых игроков табачного рынка. За первый год работы «интернет-проект Русский Табак», как мы себя называли по моде тех дней (термин «стартап» ещё не был в ходу), успел стать заметным явлением на рынке, вызывая восхищение одних и ворчание, а то и ненависть, других. Да, мы вломились без спроса, но всё же не на чужую поляну. В сети тогда не было специализированного новостного ресурса о табаке: сайты отраслевых ассоциаций и бумажных табачных изданий выглядели полумёртвыми, теплилась жизнь на портале www.tabak.ru, принадлежавшем тогда оптово-торговой компании «Техносервис», но и там перерывы между новостями достигали месяца и более. В мире продолжался бум доткомов, а в РФ не было ни одного источника оперативной отраслевой информации в сети. Поэтому портал РТ и стал первым проектом Медиа Группы Русский Табак.
А именно «медиа группой» наш бизнес сделала газета «Табачный Магазин». В Европе к тому времени выходило уже много ежемесячных изданий для табачного ритейла, и даже еженедельных – от немецкой «DTZ» до итальянской «LaVoceDelTabaccaio». В России ниша торгового издания о табаке была свободна, хотя журналов для розницы вообще хватало, крупноформатная «Витрина» была одним из лучших таких изданий. Отсутствие продукта в нише может означать и отсутствие реальной ниши, так что «Табачный Магазин» стал безусловно венчурным проектом, экспериментом, и не сразу доказал свою состоятельность (подробнее об истории «ТМ» – на стр. 4).
Потом к издательской группе добавился выпуск книг о табаке, первыми изданиями стали вышедшие в том же 2002 году книги Андрея Малинина «Табак: О чём умолчал Минздрав» и Игоря Моисеева «Табак и табачная индустрия: вчера, сегодня, завтра». В следующем году заработал англоязычный портал www.rustobacco.com, закрывшийся спустя несколько лет в результате похищения доменного имени (ошибок и промахов мы тоже совершили немало). А в конце 2003 года вышел первый номер журнала «NicotianaAristocratica», предназначенного для конечного потребителя дорогих табачных изделий (лайф-стайл издание), причём ориентировались мы на потребителей элитных сигарет, сигарилл и другой экзотики, поскольку сигарных журналов тогда и так хватало. До 2009 года вышло 14 выпусков этого ежеквартального издания, распространявшегося бесплатно по дорогим ресторанам, кафе, гостиницам и банковским отделениям. Это была рекламная бизнес-модель, и, когда в результате финансового кризиса 2008–2009гг. Рекламные бюджеты табачных компаний были существенно урезаны, она похоронила и наш журнал. Возродился из пепла он уже в новом качестве через пять лет, ставВ2В-изданием об альтернативных никотиновых продуктах. С 2014 года по настоящее время вышло уже почти 40 ежеквартальных номеров этого журнала.
Тяжёлым ударом для нас стал тотальный запрет табачной рекламы с 15 ноября 2013 года (с 28 января 2021 года распространённый и на продукцию следующего поколения), ударами помельче были многочисленные регуляторные новации, сжимавшие табачный рынок в РФ и сокращавшие нашу клиентскую базу. Кроме того, выдерживать приходилось и бесчисленные перерегистрации юридических лиц, наезды налоговой, ФАС и Роспотребнадзора – либо по доносам, либо по откровенно глупым поводам. Однако врагами нашими стали в итоге не конкуренты, не спонсоры конкурентов, хотя об их доносах мы знаем, и даже не чиновники. Наш главный враг – человеческая глупость, особенно когда она поселяется в головах регуляторов, а также алчность в головах общественных антитабачных активистов.
Всё было преодолено (кроме глупости и алчности, которые бесконечны), включая пандемию коронавируса. К сожалению, на период карантинных ограничений выпал 20-летний юбилей сайта «Русский Табак», и праздник не состоялся. Из-за специальной военной операции не планируем мы и торжественно отмечать 20-летие «Табачного Магазина», но поздравления от наших друзей и партнёров мы получили в большом количестве, самые официальные представлены на соседней странице.
А тем временем на горизонте уже замаячила старуха с косой и по нашу душу. Депутаты фракции ЛДПР внесли в ГД законопроект, предусматривающий внесудебную блокировку сайтов в интернете с информацией о табаке. Очевидно, что наш «интернет-проект» – первый кандидат, какой бы нелепостью это ни казалось нам с вами. Что ж, поживём-увидим. Закрытие интернета – повод выписывать бумажное издание, время в России давно повернулось вспять. В любом случае мы не оставим наших подписчиков без отраслевой информации: почтовые голуби – наш следующий перспективный стартап.
|