Системная концепция
Сегодня в России хорошие шансы выжить и процветать есть только у чего-то системного – оппозиции, партии, бизнеса (системным можно считать бизнес госкорпораций, например, бюджетных подрядчиков или под контролем госбанков). Расширяя этот тезис, так соблазнительно проясняющий нашу реальность, можно предположить, что и абстрактные концепции имеют хорошие перспективы тогда, когда они «системные», то есть вписаны в действующую систему власти. Скажем, идеи выравнивания доходов граждан через введение реальной прогрессивной шкалы НДФЛ и отмену регрессивной шкалыставок страхового взноса очень нравятся простым людям, но, очевидно, системными не являются и реализованы в виде, отличном от косметического, никогда не будут. Пример системного регулирования – все варианты увеличения бремени холопов. Например, акциз на газировку, которую пьют практически все дети и молодёжь. Вот его наверняка мы скоро увидим.

В сфере охраны здоровья надо ориентироваться в этом случае на концепции, изложенные в документах, освященных подписями высоких руководителей страны (на уровне концепции или идеи; именно это важно, так как формально любой регулирующий документ кем-то подписан). Данные науки, доводы здравого смысла о декриминализации рынка, действительное значение для здоровья тех или иных мер – всё это играет в таком контексте второстепенную роль. Так, например, 1 июля 2021 года вступили в силу два существенных для отрасли закона: единая минимальная розничная цена для сигарет (ЕМРЦ) и цифровая маркировка (ЦМ) для несигаретных табачных изделий (ОТР) стали обязательны. Оба требования способны значительно изменить ландшафт табачного рынка в России. О маркировке ОТР подробнее поговорим в следующий раз, когда будет понятно, случился ли коллапс, как на рынке лекарств в декабре 2020 года, когда ЦМ ввели для них.
А вот с ЕМРЦ ситуация уже понятна: Минздрав вяло её поддержал, но палец о палец не ударил, чтобы включиться в работу по развитию темы и популяризации этой меры. Роспотребнадзор не выпускал никаких разъяснений, а ведь могли бы, на худой конец, хотя бы потребовать от розничных продавцов сигарет информировать своих покупателей о существовании ЕМРЦ, утвердить какие-нибудь типовые таблички. Нет, ничего такого, и даже не похоже, что проверять соблюдение ЕМРЦ они собираются. А почему? Потому что у Минздрава в Антитабачной концепции или Плане мероприятий к ней (оба документа системные – подписаны Медведевым и Мишустиным, соответственно) нет ни слова об ЕМРЦ. Это инициатива самих табачников, поддержанная понимающими депутатами и финансовым блоком правительства (с большой радостью). Это вообще история получилась больше фискальная, чем про обеление рынка. Теоретически, борьбе с нелегальным рынком она тоже должна помочь – превратив розничную цену пачки сигарет в индикатор их легальности, а также установив чёткий расчётный параметр для задержанных партий, устранив тем самым долгие оценочные процедуры. Но финансовая сторона интересней.
Для самых дешёвых на 30 июня легальных сигарет, скажем, по 90 рублей в новой минимальной цене (108 руб.) из 28 рублей надбавки минимум 4 рубля (а с НДС – почти 5 руб.) это чистый дополнительный доход бюджета. Если считать, что по нижней кромке ценового спектра продаётся половина объёма или больше – порядка 6 млрд пачек в год, то в бюджет капнет дополнительно 30 млрд руб. (из них не меньше 15 млрд уже в этом году). И это – не считая индексации акцизов. Ещё 23 рубля в надбавке – дополнительный доход производителей сигарет, вынужденных принять новые жестокие требования закона об ЕМРЦ. И это, скорее всего, для них чистая прибыль, ибо едва ли продукция самого нижнего уровня претерпит немедленный качественный апгрейд, означающий дополнительные фабричные затраты. Впрочем, производители, возможно, поделятся частью этих своих доходов и с торговыми партнёрами.
Будет ли ЕМРЦ строго соблюдаться в рознице? Едва ли – идаже при спорадических проверках Роспотребнадзора. Чтобы мера работала, её следовало бы активнее пропагандировать и объяснять как ритейлу, так и самим курильщикам.Но этого «нет и неизвестно». А потому что решение – несистемное.
Что касается системных мер регулирования табачной отрасли, то включенные в План мероприятий Антитабачной концепции мы детально разбираем в рубрике «Политэкономия» в этом выпуске «ТМ» (полный текст анализа – на сайте www.rustabak.ru). Их внедрению, а это прежде всего обезличенная стандартная упаковка для сигарет, едва ли что-то помешает. Запрет ароматизаторов – тоже весьма вероятен, а вот внедрение LIP-бумаги для сигарет оказывается гораздо менее вероятным событием, если внимательно изучать План мероприятий. Все подробности – в тексте на центральном развороте выпуска.
|