Год Быка
В наступившем году в регуляторной повестке табачного рынка будут те же вопросы, что и раньше, но акценты сместятся. Смещение уже началось: в самом конце 2020 года Дума приняла два закона, направленных на устранение некоторых благоприятных условий для нелегального рынка. Был ограничен объём провоза по территории России немаркированных сигарет для личного пользования (один блок на человека) и внесена поправка в Статью 13 антитабачного ФЗ-15, вводящая единую минимальную цену на сигареты (по аналогии с минимальными ценами для крепкого алкоголя). Обе новации мы подробнее рассматриваем в этом выпуске «ТМ».
Именно борьба с нелегальным рынком сигарет будет главным пунктом повестки дня регуляторов табачной отрасли. Кроме доработки упомянутых инициатив (по перевозкам не установлены штрафы, а без них запрет не заработает; по минимальной цене остаётся много технических вопросов, ясность ожидается к апрелю), есть необходимость в совершенствовании и более ранних инициатив. Ужесточение наказаний в сфере нелегальной торговли, а также контрабанды и подпольного производства должно появиться в УК и КоАП РФ. Уничтожение изъятого у нелегалов товара, оборудования и транспортных средств актуально уже очень давно, но продвигается вопрос медленно. К нему примыкает тема государственного учёта производственного оборудования для табачной отрасли, а также учёта оборота табачного сырья, что было задекларировано ещё в ФЗ-15 в начале 2013 года, но с тех пор постоянно переносится. Есть и другие темы, среди которых главная – совершенствование механизмов цифровой маркировки. И здесь интересно возобновление дискуссии о едином регуляторе табачной индустрии в России.
Как сообщил сайт РБК 23 сентября 2020 года, выступая на правительственном часе в Совете Федерации, первый вице-премьер Андрей Белоусов заявил, что идея создания единого табачного регулятора обсуждается в правительстве и сам он её поддерживает. «Что касается единого органа – я за эту идею, могу сразу сказать. Эта тема обсуждается, я за неё. Я считаю, что это позволит навести порядок», – сказал Белоусов (цитата по «Интерфаксу»). Первый вице-премьер выразил уверенность, что создание такого регулятора будет особенно полезным после введения маркировки табачной продукции. По словам Белоусова, собираемость табачных акцизов благодаря этой мере существенно выросла, однако остаются и большие проблемы, связанные как с администрированием, так и с открытостью границ в рамках Таможенного союза. Все серьёзные игроки табачного рынка идею единого регулятора также поддерживают.
Что именно имел в виду Белоусов говоря о совершенствовании цифровой маркировки из сообщений СМИ не ясно, но одна проблема требует вмешательства на уровне первого вице-премьера или даже выше. Государственный контроль самой системы маркировки должен быть усилен. В идеале она должна быть подчинена Минфину или ФНС, а не Минпромторгу. Последнее ведомство назначило частную компанию (ЦРПТ) единственным оператором маркировки и умыло руки. Интерес частной компании – собственная прибыль, а не интересы бюджета, чистоты рынка или качества продукции. Частного оператора вполне устраивает, что сомнительный игрок регистрируется в их системе и покупает у них цифровые коды для пачек (по 50 коп. за штуку). Получает ли бюджет с этих пачек свою долю (минимум по 77 руб. с каждой пачки) оператора маркировки едва ли волнует. Это очень волнует Минфин, но сделать он ничего не может: курирует маркировку Минпромторг, с которым владеющие ЦРПТ олигархи всегда находят общий язык. В фискальной сфере делегировать контроль частному оператору – большая и глупая ошибка. Так сделала Екатерина Вторая, создав систему откупа для табачных и водочных акцизов и допустив к ней купцов. Уже в XVIII веке стало ясно, что такая система способствует обогащению купцов, но бюджетные доходы скоро перестают расти– на фоне роста давления на низовых операторов рынка и потребителей. Так произошло и сейчас: с момента введения маркировки на сигареты доходы бюджета почти перестали расти, несмотря на двузначные индексации акцизных ставок и стремительное подорожание сигарет. Чудес не бывает, экономические законы неумолимы. Но плохо учившие их в институтах российские регуляторы XXI века смело шагают на те же грабли.
В этом контексте становится очевидно, что единый табачный регулятор, будь он создан, должен подчиняться Минфину, а не, например, Минсельхозу, и контрольные функции (маркировка) переданы от частной компании государственному органу.
Среди актуальных в Год Быка сфер регулирования, помимо борьбы с нелегальным рынком, можно упомянуть техническое регулирование альтернативной никотинсодержащей продукции (уровень ЕАЭС), вечные акцизы, а также возможное введение обезличенной упаковки и самозатухающей бумаги для сигарет.
Ко всем этим вопросам мы ещё не раз вернёмся в наступившем году.
|