logo_tabmag
№11-12 (224-225) ноябрь-декабрь 2020

| 2020|



2019| 2020| 2021
   от редакции \ Газета "Табачный Магазин" №11-12 (224-225) ноябрь-декабрь 2020

С Новым годом!

Праздник общей беды – это просто когда
Наступает действительно большая беда…
И.Кормильцев




Пандемия китайского коронавируса отняла у нас практически весь 2020 год. Что это действительно большая общая беда, согласятся многие: не только прямо пострадавши от инфекции, но и те, чей бизнес затронули защитные ограничительные меры или обвал спроса. В то же время статистика смертности не демонстрирует ужас ситуации – прирост за 2020 год не превысит, вероятно, рамки колебаний показателя даже в последнее десятилетие, в нулевых смертность всегда была выше теперешней с учётом ковида (более 2 млн чел.). В таблицевнизу показана численность населения и смертность в России по Росстату с 2010 по 2020 год, для текущего года прогноз рассчитан экстраполяцией данных за 9 месяцев (также по Росстату).Данные Росстата по ковидной смертности сильно гуляют, но, тем не менее, очевидно, что эпидемия не выводит статистику 2020 года за рамки среднего уровня.Для потерявших из-за коронавируса своих близких до срока эта математика – слабое утешение. Болезнь более чем реальна и её новизна пугает многих, кого-то, возможно, и излишне. Благодушие также не разумно, как и паранойя. Подавляющее большинство реагирует адекватно.

Но для кого-то и эта беда – праздник.

Во время первой волны ковида кое-кто самолётами отправлял маски в другие страны как гуманитарную помощь. В Москве масок не было в широкой продаже почти до конца апреля, цены доходили по 200–300 руб. За одноразовую маску, но контейнеры шли в братскую Америку, Белоруссию и т.д. Правда, как потом выяснилось, получатели за них всё же платили. То есть кто-то рубил «два конца»: из бюджета – как за гумпомощь, и от получателей – на коммерческих условиях… Наверное, они счастливы теперь от своей ловкости и нажитого дохода… Пандемия укрепила бизнес всех сегментов фармы, а также поставщиков масок, перчаток, тестов и самовоспламеняющихся аппаратов ИВЛ. Довольно потирают руки поставщики интернет-услуг, мобильной связи и софта, а также доставочные компании всех мастей. Грустные времена у гостиниц, авиакомпаний, продавцов непродовольственных и нелекарственных товаров, издателей печатной продукции и многих других.

На этом фоне дела у табачной отрасли в 2020 году не так уж и плохи. Падение производства в России,видимо, будет, но не особо сильное. Рост нелегального рынка,наверняка, замедлится по данным Нильсен, ожидаемым в середине декабря: привычные уже экспоненциальный рост с двукратный увеличением ежегодно, скорее всего, замедлится, и предполагаемогоуровня в 30% теневой рынок не достигнет. Это – хорошие новости.

Однако уходящий год принёс и плохие. Ссылаясь именно на пандемию, правительство решило проиндексировать акцизы на 20% вместо запланированных 4%. Далёкий от реальности спикер ГД В. Володин может, конечно, уверять всех, что на доле нелегального рынка это не отразится, но мы с вами знаем, что это не так.

В 2020 году цифровая маркировка стала окончательно обязательной для всего сигаретного бизнеса. Вроде бы хорошо – светлая часть табачного бизнеса стала ещё светлей. А тёмная? А тёмной именно маркировка подарила новую и фантастически красивую схему уклонения от уплаты налогов, и произошло это как раз в уходящем году. Маленькие недобросовестные фабрики теперь могут покупать цифровые коды за 50–60 копеек на пачку и не платить по 50–60 рублей акциза в бюджет. Бодро продвигаемая программа «Честный знак» эффективно маскирует подпольный бизнес, выдавая за легальную продукцию ту, что имеет лишь правильный цифровой код, независимо от того, уплачен ли с неё акциз. Более того, система и откровенную подделку пытается выдать за нормальные сигареты, если код, например, был тупо скопирован подпольщиками с другой пачки. Наводите вы камеру смартфона с установленным на нём «Честным знаком» на пачку сигарет «Лютик», а система вам выдаёт: это сигареты «Ромашка», они были проданы ещё месяц назад и в другом городе. Не верь своим глазам, верь «Честному знаку». Конечно, если это происходит в руках проверяющего, то это – сигнал, и тут уполномоченный знает, что делать. Обывателю же, даже если он хочет исполнить гражданский долг и «стукануть», ещё надо понять, куда и что сообщать – «Ромашка» ли должна была быть «Лютиком» или наоборот?

Безусловно, обо всех проблемах в ЦРПТ (это оператор цифровой маркировки в России) знают. Но не спешат исправлять косяки. При российском уровне коррупции саботировать работу над ошибками не сложнее, чем добавлять в систему новые. Главное-то что? Денежки за коды идут? Идут. Налоги под эти коды, правда, в бюджет идут не всегда, но так это проблема бюджета, а не маркировки. Думается, передача системы маркировки (хотя бы подакцизных товаров) в Минфин вместо Минпромторга очень быстро покончила бы с новой криминальной схемой, но пока о таких инициативах не слышно, и всё остаётся по-прежнему. А при стократной экономии даже истинным джентльменам трудно устоять против искушения. Расцвет применения схемы ожидается в наступающем году. Заплатит за всё опять легальный бизнес, а бюджет снова недополучит акцизной выручки.

Были в уходящем году в отрасли разные события, но в основном всё же негативные для бизнеса вообще и для табачного в частности. Удалённая работа, отмена выставок и запрет пересечения границ, меры поддержки правительства в виде новых штрафов, как, например, в принятом 31 июля законе, приравнявшем регулирование альтернативных систем доставки никотина к табачному. Обвал курс рубля в марте похоронил прибыль производителей (все материалы и сырьё – импортные). Да мало ли что ещё было!

В качестве оптимистического новогоднего вывода из вышесказанного – один из анекдотов, родившихся тоже в уходящем году и прекрасно его описывающий: «Внученька, что ты попросишь у Дедушки Мороза на новый 2021 год? – Пощады, бабушка, пощады…»

Газета «Табачный Магазин» | e-mail: tabmag@rustabak.ru
©2001-2025 «Табачный Магазин». Все права защищены.