logo_tabmag
№3(192) март 2018

| 2018|



2017| 2018|
   от редакции \ Газета "Табачный Магазин" №3(192) март 2018

Прослеживаем отслеживание…



На фоне такого эпохального события российской табачной индустрии, как продажа «Донского Табака», тема цифровой маркировки сигаретных пачек может показаться малозначительной. Однако это важнейший процесс в отрасли на ближайшие два года. От его реализации, от вовлечённости в процесс всех уровней бизнеса будет зависеть уровень и темпы криминализации табачного рынка. От того, удастся ли распространить российскую систему маркировки и отслеживания на все страны ЕврАзЭС, зависит динамика внутреннего российского производства и выручка российского бюджета. Выбранная система маркировки станет ещё одним водоразделом, вслед за акцизными марками и системой МРЦ, для разделения и отдаления чёрного и белого табачного бизнеса, для «прояснения» серой зоны. Каждому участнику рынка вновь придётся выбирать между тёмной и светлой стороной, а риски тёмной стороны станут ещё выше.

Эксперимент по маркировке табачной продукции начался в России 15 января и продлится до конца 2018 года. В ходе эксперимента пачки сигарет будут маркироваться двухмерным кодом в формате Data Matrix, который будет содержать информацию о происхождении и движении продукции вдоль товаропроводящей сети. С января в тестировании системы участвуют на добровольной основе производители сигарет, оптовики и предприятия розничной торговли, с 1 июля к ним присоединятся и импортёры. Оператором информационной системы в рамках эксперимента выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Заместитель гендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов рассказал, что уже на второй неделе февраля партии сигарет с маркировкой вышли с конвейеров завода «Филип Моррис Ижора» (PMI) и фабрики «Петро» (JTI). В конце марта ожидается запуск печати на фабрике «БАТ–СПб» (компания BAT). Очень скоро первые партии маркированных пачек сигарет поступят и в розницу. «Когда пачки будут проведены через кассу, в эксперименте будет реализована полная цепочка прослеживаемости от производителя до конечного потребителя. Первая продажа пачек с маркировкой будет осуществлена в одном магазине Х5 Retail Group и в двух торговых точках Metro», – пояснил Юсупов.

Imperial Tobacco также активно взаимодействует с оператором эксперимента и проводит внутренний аудит готовности компании для присоединения к проекту. «Однако мы по-прежнему акцентируем внимание регулятора на том, что предложенная система маркировки может быть применена исключительно в отношении товаров легальных табачных производителей, работающих на территории России. Производитель контрафактной продукции, чьи мощности расположены в странах Таможенного союза, увы, так и остаётся вне официальной системы отслеживания», – указал Георгий Соустин, директор департамента по корпоративным и юридическим вопросам Imperial Tobacco в России и Центральной Азии.

Одной из задач эксперимента было изучение эффективности кода Data Matrix для маркировки продукции. В ЦРПТ провели исследование считываемости кодов Data Matrix сканерами, широко применяемыми в розничном и оптовом звене. Результаты теста показали 100%-ное считывание кода с пачек и блоков сигарет всеми образцами, даже при сканировании через три слоя защитной плёнки. Можно сказать, что с технической точки зрения все основные вопросы уже решены, но эксперимент призван решить и организационные вопросы или, как минимум, выявить узкие места проекта.



Газета «Табачный Магазин» | e-mail: tabmag@rustabak.ru
©2001-2018 «Табачный Магазин». Все права защищены.