Басня «Федот и Концепция»
Период затишья после принятия в 2013 году комплекса суровых антитабачных мер заканчивается. На повестке дня отслеживание продукции через ЕГАИС, единая минимальная цена и, конечно, новые ограничения и запреты из проекта антитабачной Концепции Минздрава. В ней есть несколько неприятных для индустрии новаций, которые, по всей видимости, в ней останутся, когда бы её ни утвердил премьер. Это обезличенная упаковка, самозатухающие сигареты, некий механизм контроля коммуникаций отрасли и чиновников. Последнее оказалось под особым вниманием депутатов летом 2017 года. Мало того что в ВОЗе снова заговорили об этом, российская переписка некоторых компаний с вице-премьером Шуваловым и Минфином, идущая мимо Минздрава и его проамериканских помощников, не на шутку кое-кого напрягла. Вскипел возмущённый разум в думском Комитете по охране здоровья, что выплеснулось в эфир в парочке чудесных комментариев двух замов главы этого комитета. Николай Герасименко заявил, что внесёт в ГД законопроект, предусматривающий штрафы всякому вице-премьеру да министру, если ещё посмеют разговаривать с табачным бизнесом без присутствия Герасименки или ещё каких-нибудь правильных здравоохранителей.
Другой комитетский зампред, конкретно Тумусов Федот, нашёл волнующий ответ, кто жить Минздраву не даёт. «Почему антитабачная концепция проходит согласования с боем? – вопрошает в соцсети парламентарий Федот. – Как раз потому, что у нас существует совершенно реальное табачное лобби. Не полумифическое педофильское, а вот такое – по-настоящему эффективное и очень опасное» (цитата по ИА REGNUM). Тумусов, похоже, готов даже сочувствовать извращенцам, что у них лобби не эффективное, лишь бы его заметили среди разоблачителей табачного лобби. Такие вот приоритеты.
Сам Минздрав последователен в своей страусино-верблюжьей тактике: ничего не слышу, ничего менять не буду, хоть вы там лопните от несогласия. Это смелая, но глупая позиция. В 2013 году при обсуждении ФЗ-15 можно было позволить себе прикинуться караваном и игнорировать всякий лай вокруг, поскольку за главными идеями того законопроекта стояла Рамочная конвенция ВОЗ (РКБТ), к которой России как раз присоединилась. Сегодня в концепции нет ничего, что предусматривала бы РКБТ, но что ещё не было бы реализовано в России. Новая концепция сформирована из самых одиозных антитабачных идей из разных частей света, не освящённых никаким международным документом, даже на уровне СНГ или ЕврАзЭС. По большому счёту, это все извращённые фантазии самого Минздрава и его блумберговских помощников. Это слабая позиция для «зоологической» тактики, тут надо бы искать компромиссы с коллегами из Минфина, Минпромторга, ФАС и многих других министерств. А то прилетит «обраточка» – не успеешь голову из песка вынуть. Кстати, и Герасименки это касается: ведь его идею штрафовать чиновников можно элегантно распространить и на общение депутатов с фарминдустрией, например, и кому он тогда будет жаловаться на свою нищенскую депутатскую зарплату?
|