logo_tabmag
№7-8 (184-185) июль-август 2017

| 2017|



2016| 2017|
   от редакции \ Газета "Табачный Магазин" №7-8 (184-185) июль-август 2017

Новый фактор консолидации



Глобальный табачный рынок в целом мало меняется последние лет 10–15. В экономически развитых странах потребление снижается, но во многих развивающихся – растёт. В масштабе планеты показатели производства, потребления и даже доли нелегального рынка как бы застыли, не показывая никаких конкретных устремлений своей динамики. В то же время на отдельных территориях, иногда целых континентах, отчётливо проявляются тенденции к сокращению потребления. Это Северная Америка, Европа, Япония, а в последние лет пять и Россия. Запретительное регулирование и рост акцизов внедряют правительства почти всех стран, этого требует Рамочная конвенция ВОЗ, но достаточными для снижения потребления эти меры становятся только в наиболее благополучных странах. И снижения весьма ощутимого – особенно там, где власти правильно оценивают роль альтернативных систем доставки никотина и не зажимают инновационный сектор (прежде всего в Великобритании, Франции и США). Но у процесса есть и ещё один слой экономических последствий. В развитых странах сосредоточено основное производство ведущих компаний – производителей сигарет, а рынки этих стран они контролируют почти полностью. Падение потребления здесь сразу сказывается на объёмах производства. Растущее в Азии, особенно в Китае, потребление мало помогает удержать объемы выпуска в Европе или в России. Снижение производства сигарет у ведущих компаний вело к обострению конкуренции и постепенной консолидации в сегменте поставщиков отрасли – от печатников этикета и поставщиков фольги до производителей машин, конвейеров и измерительной техники.

До недавнего времени это был основной драйвер сделок M&A.

Но вот в 2015 году PMI вывела на мировой рынок свой iQOS, а затем громко и внятно объявила, что именно за нагреваемым табаком – будущее, а традиционные сигареты – это уже прошлое. Сначала их даже не восприняли всерьёз. Но iQOS стал завоёвывать страны одну за другой, и заявления PMI становились всё увереннее. А когда они начали почти каждый месяц объявлять об инвестициях в новые заводы мощностью в десятки миллиардов стиков, многие в секторе традиционных отраслевых поставщиков взглянули на будущее своего бизнеса иначе. У многих стали открываться глаза: если твой продукт пригоден лишь для выпуска традиционных сигарет, то будущее твоё становится печальным. Да, конечно, Китай и Африка ещё будут наращивать потребление сигарет, но обеспечивать их будет тот же Китай, где есть собственные источники поставок практически всех сырьевых компонент, материалов и оборудования для выпуска сигарет. На оптимистичные рынки не всунешься, а пессимистичные начинают исчезать гораздо быстрее, чем ожидалось ещё вчера. Яркой иллюстрацией понимания новых реалий и адекватных быстрых действий стала сделка поглощения итальянской G.D табачной части группы Molins (подробнее об этом в материалах настоящего выпуска «ТМ»). Лет пять-десять назад сумма сделки была бы в разы выше, если такую сделку вообще можно было бы вообразить. А сегодня акционеры Molins со всей остротой осознали, что дальше подразделение будет нести только новые и новые убытки, надо избавляться по любой цене и перелистывать эту страницу своей истории.

Думается, мы увидим вскоре ещё не одну подобную сделку среди не менее славных героев табачной деловой истории, чем была компания Molins.

Газета «Табачный Магазин» | e-mail: tabmag@rustabak.ru
©2001-2017 «Табачный Магазин». Все права защищены.