Масштабы криминализации

Исследовав пустые пачки в 89 городах России, Нильсен объявил об удвоении нелегального рынка. Так ли это? Исследование пустых пачек проводилось по заказу международных компаний лишь в третий раз, и сравнивать с прошлогодними цифрами, когда охват был вдвое меньше, не вполне корректно. В 2014 году и вовсе было пробное точечное исследование. В последнем же полностью были исключены регионы Северного Кавказа, а на остальной территории рассматривались лишь города, хотя и не только самые крупные. Анализ 15 000 собранных пачек, конечно, является статистически убедительным, особенно в отношении состава нелегального рынка. Однако оценка доли нелегальной продукции на всем российском рынке представляется все еще заниженной.
С 2012 по 2015 год легальное производство в РФ снизилось с 410 до 345 млрд шт., или примерно на 16%. Минздрав нас уверяет, что это – снижение потребления вследствие эффективных антитабачных мер. Возможно. Но доказать это пока нечем. Точное число взрослых курильщиков до начала действия ФЗ-15, и даже до начала экономического кризиса, мы знаем. В 2008 и 2009 годах Росстат провел два исследования потребителей в отношении курения, причем второе проводилось по методике ВОЗ (GATS, Global Adults Tobacco Survey), используемой во всех странах мира. В обоих случаях это были глубинные интервью более 11 000 респондентов старше 15 лет. Оба дали примерно одну цифру: 33,7% и 33,8% постоянно курящих россиян старше 15 лет. Отсюда и оценка в 40 млн курящих россиян, так часто встречаемая. Корректнее было бы говорить о 37 млн, постоянно куривших в 2009 году. С тех пор сравнимого по статистической точности исследования Росстат, к сожалению, не проводил (соцопросы на полторы тысячи телефонных звонков не в счет). И сегодня мы просто точно не знаем, сколько взрослых россиян постоянно курят. Дай Бог, чтобы утверждения Минздрава статистика убедительно подтвердила. Тогда действительно корректно было бы заявлять, что криминальная часть рынка составляет 2–3%, что укладывается в рамки погрешности, и все чудесно.
Однако сохраняется высокая вероятность того, что число постоянно курящих не уменьшилось за последние семь лет, просто эти 16% перешли на нелегальные сигареты, обеспечив падение производства легальной продукции. И однажды Нильсен проведет достаточно тщательное исследование, репрезентативно покрывающее и Кавказ, и глухие поселки – и все увидят реальный масштаб криминализации. Совершенствование исследования как пустых пачек в бытовых отходах домохозяйств, так и поведенческих привычек взрослого потребителя одинаково важны. Они, конечно, дороги и сложны, требуют соблюдения серьезных методик, но надежда на развитие первого есть – за него платят табачные компании, а вот про второе ничего уверенно сказать пока нельзя. Несмотря на то, что ФЗ-15 прямо указывает на необходимость постоянного мониторинга состояния распространенности курения в стране, о конкретных планах Минздрава на такой мониторинг ничего не известно. Чиновники ведомства должны недвусмысленно заказать такое исследование Росстату и выделить средства, но пока они предпочитают на табачной теме лишь пиариться и строить свои карьеры, прикрываясь дешевыми соцопросами для преждевременных победных реляций.
|