logo_tabmag
№ 7-8 (172-173 )июль-август 2016

| 2016|



2015| 2016| 2017
   от редакции \ Газета "Табачный Магазин" № 7-8 (172-173 )июль-август 2016

Пора менять стратегию?



Полугодовые итоги ведущих табачных компаний оставляют противоречивые ощущения. У PMI столько лет все росло, и вдруг падение всех показателей, причем во всех регионах планеты. У мирового номера два (или три – при учете Китая), компании ВАТ, напротив, сплошной рост и в выручке, и в доле рынка, и в прибыли, причем и глобально, и локально – в России. Лидер отечественного рынка, компания JTI, скромно рапортует о сокращении продаж в России, не сообщая своей широкой потребительской базе в РФ о результатах на глобальном уровне. А они вообще-то впечатляют: рост отгрузок составил 4,4% (до почти ровно 200 млрд штук за полгода), при этом отгрузки флагманских марок выросли на 6,7% (до 140,7 млрд шт.). Операционная прибыль JTI в долларах США без учета колебаний валютных курсов выросла на 17,7% (правда, в иенах она снизилась на 9,3% – сегодня валютные курсы сильно влияют на показатели в любой части мира).

Продажи PMI в России снизились во II квартале на 11% (оценка компании для сокращения всего сигаретного рынка в апреле-июне – 6,8%), снижение у JTI за тот же период в России – 8,6% (весь рынок, по данным JTI Россия, просел на 5,4% во II квартале). БАТ говорит о росте продаж, не уточняя цифры и не комментируя динамики всего рынка России. Более мелкие компании в России полугодовых результатов на 1 августа не объявили. Что же происходит? Емкость рынка явно снижается, что ожидаемо, но масштаб снижения понять трудно. В прошлом году все были единодушны в предстоящем падении на 10%, но в реальности рынок сжался вдвое меньше, а по производству так и вовсе на 3%.

Неопределенность и неуверенность в оценках говорит о наступлении фазы неустойчивости рынка по отношению к покупательной способности основной массы потребителей. Быстрый рост акцизов в последние годы привел к кратному росту цен на массовые марки сигарет, и к 20-кратному – на самые дешевые позиции. Одновременно потенциальная рентабельность нелегального производства перевалила за уровень приемлемый для соответствующих рисков. Криминальные капиталы потекли в подвальные табачные цеха. И массовый потребитель как раз созрел для «альтернативных» (по цене) предложений рынка. Он пока еще не перешел на левый товар, он примеряется и присматривается, пробует, ищет каналы их дистрибуции, прощупывает их надежность. Статистика все еще не фиксирует, что курящие трудовые массы приняли свое решение. Каким оно будет, догадаться не сложно, если темпы роста акцизов не замедлятся. Запрет выкладки и всякой коммуникации играет на руку криминалу – ни объяснить что-то потребителю, ни гарантировать авторитетом торгового партнера уже ничего нельзя.

Производителю в такой обстановке логично сосредоточится на прибыли. Есть ли смысл бороться за долю рынка, демпингуя и затягивая собственные пояса, если уже завтра кто-то в спортивных штанах легко заберет ее себе? Ведь в нелегальную часть свалится прежде всего нижний сегмент, его потребители тянутся за ценами из последних сил и не выдержат первыми.

Время выбирать прибыльность, а не долю рынка – такой вывод напрашивается, но окончательно точки расставит время. А мы напишем.

Газета «Табачный Магазин» | e-mail: tabmag@rustabak.ru
©2001-2017 «Табачный Магазин». Все права защищены.