logo_tabmag
№1-2(166-167) январь-февраль 2016

| 2016|



2015| 2016| 2017
   от редакции \ Газета "Табачный Магазин" №1-2(166-167) январь-февраль 2016

Егаис Платонович



Всякий современный чиновник в России мечтает получить какую-нибудь халяву в кормление. Чтобы можно было «сидеть, а денежки бы шли». Еще недавно для получения такой благодати требовалось преодолеть массу барьеров и доказать в открытом диспуте целесообразность для государства (или хотя бы для населения) вскармливать – за счет своих потерь – такого персонажа или его карманную фирмочку. Например, алкогольный ЕГАИС вводился с большим трудом, притом что обосновать его было нетрудно: ситуация с подпольным алкоголем хронически неразрешима в стране уже почти тридцать лет, бюджет недобирает, а люди мрут, хлебнув левого пойла. По мнению некоторых экспертов алкогольного рынка, эффекта система не дала, только геморрой участникам и лишние затраты. Сопротивление обложенных новой данью было вялым. Система сборов для большегрузного транспорта «Платон», имея некоторые зарубежные аналоги и прецеденты, все же куда менее очевидна в своей полезности, чем алкогольный ЕГАИС. Чем плох дифференцированный транспортный налог? Скорректируйте его еще, если необходимо. Но, видимо, необходимо другое: не столько собирать больше средств на ремонт дорог, сколько направить поток этих средств через правильные каналы, сдать перевозки в чье-то очередное кормление. И готовность властей отказаться от транспортного налога ради «Платона» только подтверждает эту мотивацию. Да и участников протеста, который здесь уже проявился куда яростнее, бесит именно то, что дань пойдет не в казну, мол, а в какой-то частный карман.

Теперь дошло дело и до сигарет. Движутся пачки от фабрики до курильщика, миллиардами в год, а никто с потока не кормится. Как это так? Ловчее прочих тут оказались чиновники Минсвязи и «Почты России». Молодые, сообразительные руководители, вчерашние менеджеры, умеющие хорошо считать и считывать политические моменты. Вышло, видимо, примерно так. Разбираясь в путях повышения прибыльности порученного ему гиганта («Почта России»), менеджер Страшнов страшно заинтересовался сигаретами. Но оказалось, что система МРЦ сигарет не дает разгуляться прибыли, и вообще тема тухлая, слишком зарегулирована. Однако кое-какие контракты успели подписать, и, главное, кто-то на почте (или даже сам ее великий руководитель) внимательно прочитал ФЗ-15 и нашел интересную статейку про введение учета движения продукции с 2017 года. Дальше – дело техники и нужных связей в министерстве. На смысловое обоснование уже вообще стало наплевать: в законе написано, значит, будем вводить контроль, даже если при акцизных марках он смысла особого не имеет, а законодатель имел в виду контроль движения оборудования, а не пачек. Главное решить, кто с этого будет кормиться. Кто бы ни был назначен, введение системы может отсрочить только предвыборный цикл. Тем хуже для отрасли – опубликуют 30 декабря, а вступит в силу с января – как запрещали снюс только что. И перебои с продукцией, о которых сразу предупредил «Табакпром», гарантированы. Перебои и с алкоголем, и с транспортными услугами мы же видели, чудес не бывает. Стратегически сделать здесь ничего нельзя, но тактически подстроиться можно и нужно. Розница должна быть под Новый год забита под завязку, да и потребителей не мешает массово предупредить о предстоящих провалах в поставках любимых сигарет, пусть набивают кладовки, благо это не «скоропорт».

Газета «Табачный Магазин» | e-mail: tabmag@rustabak.ru
©2001-2017 «Табачный Магазин». Все права защищены.