Брянский поглотитель

Погарская сигаретно-сигарная фабрика остается главным «центром конденсации» табачного бизнеса в России. Став на этот путь еще в середине прошлого десятилетия, компания остается последовательным, если не сказать упорным, сторонником генерации прибыли путем принудительного формирования сегментов табачного рынка, где занимает монопольное положение. Сначала это был сегмент сигарет без фильтра. Руководители Погарской фабрики объехали тогда умирающие старые советские фабрики от Канска до Моршанска с одной красивой идеей: местное предприятие передает права на производство своего ассортимента, обычно лишь бесфильтровых сигарет, и кое-какое оборудование в Погар, сохраняя под своим контролем местный сбыт. Так как сбытовые структуры при бывших советских фабриках принадлежали тем же хозяевам, что и само производство, последние могли сохранить прежние прибыли, избавляясь от ежедневных производственных хлопот. Погар же получал почти полный контроль над российским выпуском овальных сигарет. Принимая во внимание контрактное производство такой продукции для ВАТ, единственной международной компании, продолжающей выпускать в России сигареты без фильтра, получалась весьма элегантная квази-монополия. (О бесперспективности сегмента овальных сигарет может рассуждать только человек, не знакомый с современной экономической концепцией «длинных хвостов».) На сделки, с теми или иными нюансами, согласились Пермская фабрика «Астра», Екатеринбургская «Альвис», Челябинская, Канская, Бийская и некоторые другие. Однако полностью реализовать эту изящную схему монополизации сегмента удалось только на Урале и восточнее. В европейской части страны на сотрудничество не пошли Моршанск, Усмань, еще кое-кто, но главное – «Донской табак» и тогда еще живая питерская фабрика «Нево табак». Ростовская фабрика сильно потрепала брянские нервы своим демпингом, да и сейчас треплет, хотя каждый год говорит о своих планах отказаться от овала как от нерентабельной продукции. Отказаться-то в реальности им нельзя: этот ходовой товар необходим точкам сельской России по всему Югу, чтобы удерживать их в орбите «Донского Табака» для небольшого, но прибыльного сбыта фильтрового ассортимента, который иначе и на витрину не выставишь. В принципе, «Донской табак» мог бы продавать овал даже ниже себестоимости, ради удержания достаточного числа ритейлеров, а прибыль делать на фильтровом ассортименте… Так или иначе, Погарская фабрика и на частичной монополизации сегмента овала сумела создать достаточные финансовые резервы для нового этапа – консолидации внутрироссийского производства несигаретной табачной продукции (сигар, сигарилл, трубочных, кальянных и самокруточных табаков – ОТР). Эта консолидация была проведена в три этапа: весной 2011 года ПССФ выкупила бизнес московской компании «Элит Табак Групп», успешно продвигавшей сигариллы «Corsar» и кальянные табаки. Затем в 2012 году из сегмента ОТР вышел «Донской Табак» в результате раздела совместного бизнеса с «ИнтерГрупп», а переданные в «ИнтерГрупп» товарные знаки и оборудование для выпуска ОТР перешли в самом конце 2013 года от нее опять-таки под контроль ПССФ. Осуществивший посредническую сделку Игорь Поддубный («ИнтерГрупп») также в накладе не остался, продав в 2012-м свои сигаретные бренды Ростову, а в 2013-м ОТР – Погару. Подробности – в рубрике «Тенденции рынка» на стр. 6 и в инфографике на обложке этого выпуска.

|