Синдром всезнайства и верхоглядства
Острый приступ этой болезни, которая чаще всего поражает российских журналистов телевидения и многих газет, случился с журналистом Эдуардом Петровым субботним вечером 5 апреля прямо на глазах у всей аудитории телеканала РТР. Потом приступ повторился, но уже в менее «рейтинговое время». В чем же она проявилась и стоит ли беспокоиться нам? Попробуем разобраться.
Не справедливо, наверное, требовать от тележурналиста особых знаний в табачной индустрии. Например, откуда ему знать, сколько в стране имеется курительных машин, и сколько они стоят, или что для отличия поддельных сигарет от настоящих эта курительная машина – последний из необходимых инструментов. Комсомольская горячность, демагогия и истеричность подачи вполне заменяют создателям программы объективность и элементарное понимание избранной темы. Передача «Дело табак» из серии «Честный детектив» была посвящена криминальному табачному бизнесу. Причем, не утруждаясь даже постановкой задачи своего расследования, дилетанты-авторы свалили в одну кучу и проблему контрафактной продукции на рынке и проблему контрабандного реэкспорта в Калининграде. Понимание товарища Петрова свелось к следующей упрощенной картине. Многочисленные подпольные табачные фабрики по всей стране (показан раскрытый оперативниками цех в Рязанской области) штампуют поддельную продукцию в невероятных масштабах (каждая вторая сигарета в России – поддельная, всего потребление – 700 млрд. шт. в год. И то, и другое - чушь) и гонят все контрабандой в Европу. Даже схему нарисовали: 10 центов себестоимость «Мальборо» (самая частая иллюстрация к истеричным сентенциям за кадром) в Рязани превращаются в 10 долларов в Англии. Табачные бароны криминальной России наживают миллионные барыши…
Представляю, как смеются наши читатели, немного знакомые с реальной ситуацией на табачном рынке и понимающие абсурдность такой интерпретации серьезных проблем.
Действительно, есть проблема контрафакта, и есть проблема контрабанды, но между собой они связаны мало. А если речь идет о контрафакте внутрироссийском, и контрабанде в Калининградском регионе, то это вообще никак не связанные вопросы. Более того, контрабандный вывоз (а не ввоз) – это не проблема России и ее журналистов, во всяком случае, не первоочередная проблема. Это проблема тех, к кому везут. Но коммунистический интернационализм отважного журналиста Петрова и его юных коллег не позволяет легкомысленно игнорировать проблемы трудоустройства польских товарищей, служащих на таможне. А контрафакт – проблема, в первую очередь самих производителей, и, прекрасно понимая это, они давно и эффективно решают ее своими силами и силами спецорганов (МВД, МНС, ФСБ), без помощи журналистов и «всенародного энтузиазма».
За чей же счет весь этот банкет? По ходу передачи велико искушение увидеть в этом заказ из разряда «черного пиара» в качестве инструмента конкурентной борьбы. Ан, нет – на экране мелькали сигареты практически всех международных компаний, даже Altadis и House of Prince. Кому такой опус был бы на руку, едва ли являются платежеспособными заказчиками, разве только польский бюджет в порыве любви к Евросоюзу раскошелился на эту стряпню с целью убедить кого-то, что «восточный маршрут» контрабанды начинается где-то в Рязани, а не в самой Польше. Но, скорее всего, оплатил все это реальный заказчик, государственное Российское телевидение, причем оплатил деньгами из бюджета, т.е. деньгами налогоплательщиков… Правильно, поступлениями от табачного же производства и торговли – не в последнюю очередь. Сенсационность темы для малопонимающих заказчика и исполнителя могла оказаться вполне достаточным оправданием для освоения приличной суммы государственных средств.
Серьезная проблема в другом. Эфир такой передачи в субботний прайм-тайм по самому общедоступному каналу не только наносит очень серьезный ущерб имиджу отрасли и имиджу профессии табачника, но и показывает подлинное отношение государства к табачной отрасли. Зритель убеждается, а чиновник уже убежден, что в табаке работают «одни бандиты», что это сугубо криминальный бизнес, где не место честным людям. Вот это – наша общая проблема, и это – точка консолидации отрасли. Какой бы острой ни была конкуренция, табачники давно являются образцом этичного отношения к бизнесу, к деловым партнерам и конкурентам. У каждого из нас есть подтверждающие это примеры. Наша газета, например, убеждалась уже не раз в образцовости именно табачного мира России, сталкиваясь с представителями рекламного или полиграфического бизнеса, где о деловой этике абсолютно другие представления. Это действительно тема для общих усилий компаний отрасли.
Помогайте друг другу.Удачного бизнеса,
Главный редактор, Максим Королев
|