logo_tabmag
№7(124) июль 2012

| 2012|



2011| 2012| 2013
   от редакции \ Газета "Табачный Магазин" №7(124) июль 2012

Курение и образ жизни



В 1970 году в Японии курили 45% взрослого населения, в 1985-м эта цифра снизилась до 38%, а к 2000 году опустилась ниже 30% и продолжает снижаться сегодня, но более медленно. Эти 30 лет (с 1970 по 1999) в Японии фактически никак не регулировалось курение и табачный рынок, вообще никак. Особенно впечатляющей является первая половина этого периода, когда табачный рынок был представлен единственной, государственной компанией Japan Tobacco. Не вводилось никаких ограничений, не менялись акцизы, ничего не запрещалось, а число точек продаж сигарет стремительно росло (особенно за счет автоматов). При этом потребление неуклонно снижалось!

Единственное, что действительно менялось в Японии в эти годы, это уровень жизни и благосостояние населения, быстро развивался малый бизнес во всех отраслях экономики, росла численность среднего класса. Аналогичные процессы происходили с 1960-х по 1990-е годы и в США, и в Западной Европе, и в других развитых странах – как раз в те годы и ставших «индустриально-развитыми». В отличие от Японии, другие рынки были открыты для конкуренции, в США шли судебные процессы и шквальные антитабачные публикации в прессе, кое-где принимались отдельные запреты (например, на табачную рекламу) – то есть процесс общенационального отказа от табака не был таким чистым, таким наглядным, таким «модельным», как в Японии. Суть его в том, что курение стремительно падает без всяких законодательных усилий, если идет развитие экономики, а свободное предпринимательство и рост благосостояния (и численности среднего класса) активно поощряются властями. И не нужно никаких запретов, роста акцизов или репрессий против торговли. Совсем напротив – торговлю любого уровня, а особенно мелкую, надо холить и лелеять. Механизм этого явления вполне очевиден: курение – это одно из средств борьбы со стрессом, с тяготами жизни. Меньше тягот и стрессов – меньше курения, зато больше в жизни спорта, путешествий, творчества и другого здорового досуга. Когда речь о выживании, передышку в борьбе лучше всего дает перекур…

Но для господ из Минздрава такой подход к проблеме курения не понятен, зачем разбираться в сути, когда надо просто все запретить – торговлю, рекламу, логотипы, благотворительность… А на самом деле, для действительного решения задачи по снижению распространенности курения лучше вовсе не принимать никакого закона, чем принять тот, что подготовил Минздрав, особенно в его самой последней июльской редакции, по которой у киосков (у всей нестационарной торговли) не будет даже переходного периода: запрет на профессию для них вступает в силу в момент опубликования закона.

Ущерб от такого закона для бизнеса (торгового и ресторанного, в первую очередь) с лихвой перекроет положительный эффект запретов и ограничений – именно в отношении распространения курения. Эффект будет обратным: курить станут больше, но значительная часть рынка при этом уйдет в тень.

Газета «Табачный Магазин» | e-mail: tabmag@rustabak.ru
©2001-2017 «Табачный Магазин». Все права защищены.