Киоски снова под угрозой
Не так давно мы сообщали, что табачной индустрии удалось убедить российские ветви власти не рубить сплеча целый сегмент торговли и малого бизнеса – табачную розницу (киоски, ларьки, павильоны). Внесенный в Госдуму законопроект, изначально предусматривавший такие репрессии, в представленном варианте выглядит гораздо более разумно и не предполагает огульного запрета на киоски. До самого законопроекта руки у депутатов пока не дошли, но, несомненно, до выборов они примут его хотя бы в первом чтении. Угроза административного устранения с рынка миновала для киосков страны, но не для московских киосков.
В середине февраля столичное правительство выпустило постановление о новых правилах размещения нестационарных торговых объектов, т.е. как раз киосков. Основные новации таковы: киоски должны быть специализированными, т.е. 80% ассортимента киоска должны соответствовать той крупной вывеске, что теперь будет на нем красоваться. И если на вывеске не написано «Табак», то, скорее всего, в продаже там сигарет не будет. Размещаться киоски будут согласно планам префектур. По разным данным, при составлении этих планов будут учитываться не только риски возникновения помех движению транспорта, но и внешний вид киоска и всего «ландшафта» вместе с ним, потребность конкретного микрорайона в определенных товарах и т.д. Выбрав места, префектуры будут устраивать открытые конкурсы, правила участия в которых в постановлении прописаны (в частности, минимум бумаг).
Число торговых мест может сократиться кардинально: из почти 14 тысяч официально зарегистрированных останется около 4 тысяч на всю Москву. С учетом специализации и ликвидации (предположительно) установленных нелегально киосков, число мест продажи сигарет сократится в пять-шесть раз. Оставшиеся в этом бизнесе будут собирать соответственно большую выручку, хотя, конечно, часть улова достанется магазинам, супермаркетам и т.д. В выигрыше могут оказаться и немногочисленные в Москве магазины специализированной табачной торговли. Традиционно они несколько свысока смотрят на продажу сигарет, торгуя сигарами, трубками и другими благородными и дорогими товарами. Но дефицит мест продажи простых сигарет даст им шанс заработать на массовом, а не элитном потребителе, особенно если они догадаются как-то организовать продажу блоками по ценам ниже МРЦ.
Масла в этот жар ликвидации мелкой розницы в отношении табачных изделий может подлить и новый законопроект Мосгордумы, получивший шумный резонанс. Он предусматривает многочисленные ограничения на курение (от подъездов жилых домов до гостиниц). В окончательном виде в этом законе могут оказаться и новые ограничения на торговлю сигаретами (например, в буфетах муниципальных учреждений, в ресторанах гостиниц или концертных залов), что еще больше сузит возможности покупки сигарет «по пути» и добавит выручки специализированным точкам, в которые курильщики станут заглядывать специально.
Впрочем, нельзя исключать, что и планы размещения киосков и новые запреты МГД останутся очередной информационной шумихой и «благими» намерениями. Во всяком случае, чаще у московской власти получается именно шум и планы, а жизнь идет своим чередом.
|