logo_tabmag
№12-01(105-106) декабрь-январь 2010-2011

| 2010|



2009| 2010| 2011
   от редакции \ Газета "Табачный Магазин" №12-01(105-106) декабрь-январь 2010-2011

Розницу отстояли!



Уходящий 2010 год останется в табачной истории России годом борьбы за сохранение в стране нормальной розничной торговли сигаретами. Идея запретить торговлю в киосках антитабачные активисты озвучили еще в конце 2009 года. Прикрываясь обвинениями розничных продавцов в продаже сигарет детям, семья Яниных (муж, Дмитрий – глава КонфОП и крупнейший в России получатель грантов фонда Блумберга; жена, Марина – вице-президент X5 Retail Group по связям с госорганами) пыталась протащить в законодательство запрет на продажу сигарет в торговых точках с площадью зала менее 50 кв. метров. Такой пункт был внесен в новый законопроект «Об ограничении потребления табака», у которого был на первых порах один автор – депутат Н.Ф. Герасименко. Туда же внесли и пункт, не допускающий прикассовых продаж сигарет. Короче, прими Дума такой закон, и для торговли сигаретами остались бы исключительно супермаркеты, «цена вопроса», по разным оценкам, достигала 10 млрд долларов в год (именно такой оборот мелкой розницы перешел бы в супермаркеты).

«Табачный магазин», а также отраслевой портал «Русский табак» сразу начали бескомпромиссную борьбу с этими абсурдными идеями. До всех, кто был готов читать и слушать, всеми средствами мы доводили простую мысль, что последствия такого запрета будут вовсе не те, о которых говорят явные и скрытые авторы законопроекта. Запрет не повлияет на число курящих подростков, но гарантированно лишит бизнеса тысячи предпринимателей в стране, занятых как раз в малом бизнесе, столь опекаемом на словах нашей властью. Более того, потребитель не станет менять свои повседневные маршруты в поисках ближайшего супермаркета, а станет покупать сигареты в подворотне, и рано или поздно табачная розница вообще выйдет из сферы легального бизнеса. В подворотне уж точно никто не станет заботиться о качестве и происхождении сигарет, платить налоги или стеснять себя продажами только взрослым клиентам.

Наши усилия не пропали даром, многочисленные публикации и заявления в деловых СМИ были услышаны: итоговый вариант пресловутого законопроекта, внесенный-таки на исходе года в Думу, уже не содержит ни ограничений по площади для торговой точки, ни указаний, где именно в ней продавать сигареты. Единственное новое ограничение, которое вводит закон, это ограничение на продажу сигарет в нетабачных киосках в городах. И это совсем не плохо для наших читателей, представляющих в большинстве именно специализированную розницу. Будет меньше ненужной конкуренции со стороны пивных и газетных ларьков, вырастет оборот специализированных точек.

Возможно, кому-то покажется недостатком скромности то, что эту победу российского табачного ритейла мы относим на свой счет, но других борцов что-то видно не было. Более того, крупнейшие мировые компании совсем не помогали нам в нашей борьбе за ваши интересы. Например, один из руководителей «Филип Моррис» на встрече с журналистами прошедшим летом сказал, что эта проблема их не волнует, поскольку через киоски они продают лишь 2% своих сигарет. Многие подивились, но спорить не стали: значит нужно было ему так сказать, хотя действительности это соответствовать не может. А компания ВАТ, вторая по объему общемировых продаж сигарет, пошла еще дальше: она направила летом письмо в Правительство РФ с предложениями усилить административное давление государства на табачную розницу. Они предложили, в частности, ввести лицензирование розничной торговли табачными изделиями, повысить налоги на продавцов сигарет, запретив им использовать режим ЕНВД, и принять некоторые другие меры (копия документа есть в редакции). Бог весть, зачем им это было нужно, но, очевидно, что это нельзя назвать дружественными действиями по отношению к своим торговым партнерам.

Так или иначе, гроза миновала. Ни в законопроекте «Об ограничении…», ни в утвержденной в сентябре правительственной антитабачной Концепции речь о 50 метрах не идет, а значит, табачная розница может вздохнуть свободно и даже поднять в Новый год лишний бокал за свою газету – «Табачный магазин».

Газета «Табачный Магазин» | e-mail: tabmag@rustabak.ru
©2001-2017 «Табачный Магазин». Все права защищены.