logo_tabmag
№3(24) март 2004

| 2004|



2003| 2004| 2005
   от первого лица \ Газета "Табачный Магазин" №3(24) март 2004

Владимир Галагаев: "На витрине каждого киоска должны быть все 250 марок, представленных на рынке"



Интервью с Владимиром Ивановичем Галагаевым, генеральным директором компании "Балканская Звезда".

Владимир Иванович, в прошедшем году "Балканская звезда" немного снизила объемы производства по сравнению с 2002 годом. Каков Ваш прогноз на текущий год?

За 2003 год мы выпустили 31,4 миллиарда штук сигарет, в этом году планируем произвести чуть больше - 31,8 миллиарда. Такой же прогноз и по реализации, в основном продажи будут по России. Кроме того, ожидаем, что в этом году будет сокращение реализации по овалу. В настоящий момент его доля составляет порядка 29,6 процентов от общего объема производства. Ориентировочно, сокращение составило около 10 процентов.

Планируются ли какие-либо изменения в схеме дистрибуции?

Сейчас у нас три основных дистрибутора, которые реализуют около 75 процентов нашей продукции. Если точнее, то 71-77 процентов в зависимости от сезона. Это компании "Табачные традиции" и "ИстПрим", а также "Торговый дом BS", подконтрольная нам структура. К тому, чтобы работать с одним эксклюзивным дистрибутором, мы пока не идем. Во-первых, у нас сейчас на рынке дистрибуторов не так много свободных игроков. Тем более таких, которые могут и главное готовы защищать наши интересы. Конечно, система, выбранная такими компаниями, как Philip Morris и BAT, когда за сбыт их продукции отвечает один дистрибутор, наиболее предпочтительна. Но нам помимо прочего мешает еще и ограниченность корзины предложений. То, что наши марки находятся в низком ценовом сегменте, где очень жесткая конкуренция. Вот, если бы мы могли предложить с начала до конца корзину…

Может быть, планируется запустить какие-то новинки на рынок в этом году?

В прошлом году одно обновление мы сделали - семейства "Золотое Кольцо". В целом, разработки идут в плановом порядке. Но конкретнее сейчас говорить рано. Вообще я довольно часто слышу высказывания в нашу сторону, что нельзя зацикливаться на трех-четырех марках, а нужно давать еще, еще и еще. Но тут есть одно "но" - над этим нужно много работать, кроме того, надо иметь еще и деньги, чтобы спозиционировать новую марку. Никто же ее на рынке не ждет, а ситуация и без того, прямо скажем, тесная.

В каких регионах позиции "Балканской звезды" наиболее сильны?

Ключевые для нас регионы это Центр, Урал, Поволжье, а также ряд северных областей.

Ожидается ли усиление позиций фабрики в каких-то других регионах в ближайшие год-два?

Для нас сейчас главное не потерять те позиции, которые у нас есть. По возможности, мы кончено будем стараться укрепляться и в других регионах. Но главный акцент - это сохранение позиций там, где они уже сильны.

Какой прогноз Вы можете дать в целом по рынку? Продолжится ли, по Вашему мнению, сокращение внутреннего производства в 2004 году?

Думаю, что производство в этом году еще будет сокращаться. Поскольку реальные объемы реализации все еще меньше, чем совокупные объемы производства российских фабрик. Те объемы, которые раньше мы могли поставлять в соседние государства - я имею в виду не конкретно нашу фабрику, а в целом российский рынок - в Беларусь, Украину, Казахстан и другие страны СНГ, то в 2004 году будут ниже чем в году минувшем. Каждая страна защищает свой рынок - акцизами, таможенными барьерами, развивает собственное производство.

На фоне всего этого должно уменьшится и количество фабрик. Самые слабые будут вытеснены с рынка и в итоге остановят производство. Прежде всего, это касается мелких производителей овала, которые не смогут перейти на фильтровую продукцию. Овал - это не папиросы, здесь падение будет круче и быстрее.

А сколько в минувшем году составили экспортные поставки "Балканской Звезды"?

У нас на экспорт ушло очень мало, порядка 8,7 миллионов штук сигарет. По разовому контракту в Иорданию.

Планируются ли экспортные поставки на текущий год?

Пока нет.

А какова ситуация с Беларусью?

На 2004 год контракт пока не заключен, а весь прошлый год мы занимались возвращением долгов с территории Беларуси.

Но если будет заключен, то с "Белой Русью" или с кем-то другим?

Трудно сейчас сказать. У "Белой Руси" положение довольно сложное. Однако если контракт и будет заключен, то, скорее всего, именно с "Белой Русью", потому что уполномоченных структур, которые занимаются импортом на территории Беларуси немного. Второй подконтрольный государству импортер "Белкоопсоюз" - очень слабая в финансовом отношении организация. Неплатежеспособная, будем так говорить. И на тех условиях, которые она предлагает, мы с ней работать не собираемся. Вот на условиях предоплаты мы готовы работать.

Если поставки все-таки будут, то каких марок? Какие марки "Балканской Звезды" пользуются наибольшей популярностью на белорусском рынке?

Я думаю, что самая массовая это "Балканская Звезда". Хорошо известны также на рынке "Золотое Кольцо" и "BS". Однако здесь возникают сложности во взаимоотношениях с крупнейшим внутренним производителем Гродненской табачной фабрикой, потому что она старается производить марки примерно того же класса.

В ближайшее время российское правительство озвучит свои планы на 2005 год, касающиеся налогов. Насколько, по Вашему мнению, велика вероятность того, что прозвучит предложение вернуть специфическую систему взимания акциза на табачные изделия?

Трудно сказать. С одной стороны влияние корпораций, поддерживающих специфику, на российских чиновников, которые принимают решения по акцизам, очень велико. А с другой… Не так давно проскочила информация о том, что одна табачная компания, самая крупная на нашем рынке, сделала выплату промежуточных дивидендов своим акционерам-иностранцам в размере 4,6 миллиарда рублей. И это упрек для правительства. Сколько из этих миллиардов оно могло получить в бюджет в виде акцизных поступлений?.. Здесь есть, о чем подумать чиновникам. Богатые должны платить больше - потребитель, который курит дорогие сигареты, в состоянии платить увеличенный акциз. А аргументы защитников специфики нам известны - они говорят, что в конечном итоге платят в абсолютных цифрах больше, а смешанный акциз трудно сосчитать. Я лично не вижу здесь никаких трудностей. Взять тот же НДС. Он устанавливается в процентах от стоимости товара. И при этом, никто не заявляет, что его нужно изменить, потому что сложно считать.

А как, по Вашему мнению, правительство должно поступить со ставкой акцизного налога - проиндексировать специфическую его составляющую или адвалорную?

Я вообще предостерег бы правительство от того, что оно каждый год все повышает и повышает акцизную ставку. И надеется при этом, что возрастут налоговые поступления. А у нас элементарно может сократиться легальное производство, и параллельно с этим возрастет количество контрафактной продукции. Но в любом случае повышение, скорее всего, будет. И индексировать, по моему мнению, надо прежде всего адвалорную составляющую. Плюс к этому обязательно вводить требование, что в совокупности доля акциза должна быть не менее такого-то процента от розничной цены сигарет.

Одним словом, я твердо убежден в том, что в России нужна смешанная система взимания табачного акциза. При этом он как в ЕС должен браться - адвалор столько-то, специфика столько-то, но в целом не менее опреленного процента от розничной цены. Когда мы обсуждали этот вопрос в Министерстве по налогам и сборам нам говорили, что это трудно выполнимо и прочее. Ну почему трудно выполнимо? На западе же сделали. Почему мы считаем, задал я вопрос, что в налогообложении нам все время трудно что-то менять. Мы первыми в космос улетели и никого не спрашивали, не выясняли - трудно это будет или легко. И если мы поставим себе цель здесь, тоже сделаем. Для начала, правительству нужно выстроить сеть продаж так, как, например, это сделано в ряде стран ЕС. Вот во Франции же есть такое требование к торговцам - на витрине каждого киоска, каждой лавки должны быть все 250 марок, представленных на рынке. И покупатель сам определяет, какие сигареты ему взять. А у нас сейчас на рынке что? Тут заплатили, чтобы этой пачки не было, а эту наоборот выставили. Небольших производителей вытесняют из розницы. При этом МАП, который должен пресекать эти мягко скажем не совсем законные методы, пока демонстрирует свою несостоятельность.

Вообще французская система очень удачная, на мой взгляд. Она дает равные права для всех производителей. В этом государстве продавец, который занимается реализацией сигарет, не имеет права отказать поставщику. Он просто обязан всех выставить, в каждой торговой точке.

В России, вы думаете, выжила бы такая система?

Все зависит от того, кто этим будет заниматься и какими интересами руководствоваться. Если интересами государства, то можно сделать. Если все будет делаться через призму личных интересов, то - нет.

И в заключении пару слов о Вашей программе диверсификации бизнеса, о настоящих и будущих проектах "Балканской Звезды".

Что здесь можно сказать? Не знаю правильно или нет, но мы хоть и с отставанием, но решили пойти по ростовской схеме. Стали делать вложения в другие отрасли. Во-первых, строим сейчас в центре Ярославля высококлассную гостиницу, первую в нашем городе подобного уровня. К осени этого года мы сдадим ее. Во-вторых, начали производство стройматериалов. Здесь нам принадлежат два предприятия - Ярославский завод силикатного кирпича и завод "Яртехнострой". В ближайшем будущем планируем открыть на территории области новое производство ячеистого бетона.

Но в целом диверсификация - это дело очень тонкое. Проходили через это почти все табачные компании - сначала диверсифицировали бизнес, а потом все свои побочные предприятия закрывали. Концентрировали ресурсы - и людские, и финансовые - в своем основном бизнесе. Крупные производители выбирали еще один путь к расширению - приобретали табачный бизнес либо соседних предприятий, либо фабрики в других странах. Мы лично не чувствуем необходимости в покупке какой-нибудь табачной фабрики в той же Украине или, например, в Казахстане. Надо ценить свои позиции на российском рынке. А что касается вложений в другие отрасли, то здесь я считаю, мы все делаем правильно. Кончено, эти же деньги мы могли бы направить на расширение своего основного бизнеса - создание и продвижение новых марок. Но это объемная и сложная работа, и, в конечном счете, она требует гораздо больше усилий и средств которых мы, пока еще не заработали.



Газета «Табачный Магазин» | e-mail: tabmag@rustabak.ru
©2001-2020 «Табачный Магазин». Все права защищены.